15 октября 2017 г.

Випассана


Про медитацию випассана мне рассказала моя Махбубе около года назад. Она сама прошла курс по совету подруги и была очень довольна. Идея мне понравилась, но год назад было не время и не сложилось. Месяца полтора назад Махбубе снова напомнила мне про этот курс. Я начала расспрашивать знакомых, оказалось, многие слышали и знают. Одни говорили, никогда в жизни, это безумие! Другие, что интересно и попробовали бы, если бы не занятость и прочее и прочее.   

Випассана техника медитации из буддизма. Это не секта и не религия, но вполне себе научная вещь, вот здесь можно почитать подробнее на русском. Центры существуют по всему миру, в том числе у нас за Оклендом.


В течении 10 дней ты живешь жизнью монаха, по строгому расписанию (подъём в 4 утра, простая вегетарианская еда, фрукт и чай на ужин), без интернета, телефона, книг и любого общения.

Мужчины и женщины размещались и обедали в отдельных корпусах
В начале курса даётся обед молчания, в том числе нельзя общаться на уровне жестов, писать, читать или слушать музыку. Разговаривать можно только с менеджером или учителем, если есть вопросы или проблемы. 11 часов медитации в день, в зале все вместе и у себя в комнате.

Опыта медитации не требуется, медитировать учат с нуля, шаг за шагом. Каждый вечер часовая лекция о тонкостях техники и философии буддизма. В отведенное время можно задавать вопросы учителю, их двое: мужчина и женщина, муж и жена. Курс бесплатный, существует усилиями волонтёров на пожертвования людей прошедших курс. Нас было 35 женщин и 28 мужчин. Много молодёжи, со всех стран.

Медитация

Я никогда раньше не медитировала, пробовала пару раз, у меня не получалось, на этом всё. В первый день курса я не могла высидеть и десяти минут не меняя позы, очень собой гордилась, если получалось 15. Про то чтобы фокусировать внимание говорить нечего. Минута максимум, дальше ты думаешь о чем угодно, только не о дыхании. Честно, это был ад. Спина и ноги отваливались, в голове каша полная. Выдержать в таком режиме 10 дней казалось нереальным. Еле до кровати доползла.


Уже на второй день физически стало легче. Ноги всё так же затекали и спина ломила во время медитации, но наступал перерыв, потянешься, пройдёшься, и боли как не было. Зато ум слетел с катушек совершенно. Дикий дикий ум. Сломанный телевизор.

Когда на четвёртый день нас попросили не менять позу в течении часа, я думала, это шутка, как же менять позу, ну как!! И вдруг, у меня получилось с первого раза. Титаническими усилиями, я просто сказала себе, зажала зубы и терпела как на войне. Очень потом собой гордилась. Это не медитация конечно, терпеть стиснув зубы. Но это помогло мне поверить, что в принципе возможно. К концу курса оставаться без движения в течении часа и вовсе перестало быть проблемой. Ведь дело не в теле, главное сфокусировать ум. С каждым днём ум становился послушнее и послушнее. Проснувшись на восьмой день, я почувствовала внутри такое спокойствие, такую уравновешанность, каких в жизни не знала. Это очень крутое чувство, ничего общего с вялостью и пассивностью. Ради этого стоит работать. Хотя бы постараться. 

Обещаю стараться! 

«Какие у вас отношения с родителями?»

В начале курса нас попросили заполнить короткую анкету, где отдельным вопросом был вопрос о родителях. Честно, я удивилась. Ответила ровно одним словом: хорошие. Отношения как отношения. У них своя жизнь, у меня своя. Я с мужем рассталась после 13 лет вместе, причем тут родители! Хаха. За 10 дней активного самонаблюдения, в чем в общем-то и есть соль курса, о Диме я думала меньше всего.

Первые 5 дней я думала, вспоминала и копалась исключительно в своём детстве. Никто мне не говорил этого делать и сама я не планировала ни разу, но вот оно так. Я плакала навзрыд, слёзы рекой, и уже через час плакала от счастья. Я довспоминалась до того, что вспомнила себя новорождённой! Окей, не вспомнила конечно, представила. Какими молодыми красивыми были мои родители, как все меня ждали и все мне радовались и любили безгранично, как сейчас радуются Лизе, как я сама радуюсь Лизе.


Только ко второй половине курса мой мозг начал постепенно переключаться на настоящее и будущее. Мысли становились упорядоченными, спокойными. Мне было спокойно, реально спокойно за себя и свою жизнь. Всё укладывалось по полочкам, становилось очевидным, логичным, и как я раньше не видела и не понимала!

Я очень тепло думала о Диме. Я понимала, радовалась и гордилась тем, что расстались по-человечески. В жизни всякое бывает, но расставаться надо по-человечески, иначе это такие глубокие шрамы, на всю жизнь, и себе и детям, из поколения в поколение. Прощать и отпускать и не помнить зла. Только так.

На входе в столовую
Буддизм

С третьего занятия нам стали разъяснять суть буддизма. Очень простыми словами, примерами. Глупый глупый человек! Он смотрит на свечку каждый вечер, и каждый вечер думает, это всё та же свечка. Но свечка плавится и исчезает каждую толику секунду. Каждую новую секунду, это другая свечка. 

Глупый глупый человек! Он заходит в реку и каждый раз думает, это всё та же река. Он не помнит про течение, непрекращающееся течение. Не понимает, что всякий раз он заходит в новую реку. Всякий раз это другая река.

Всё меняется, ничто не стоит на месте. Непрерывно меняется. Рождается и умирает. Рождается и умирает. Таков закон природы. А если всё меняется, то привязываться ни к чему не стоит, цепляться, страдать ни из-за чего не стоит.

Наблюдайте. Просто наблюдайте. Наблюдайте жизнь спокойно, без страсти и ненависти, с любовью к людям, не собственному эго.

Ни к чему реагировать, ни к чему страдать, превращать собственную жизнь и жизнь людей вокруг в страдания, когда посмотрите вокруг! всё меняется, ничто не стоит на месте. Это закон природы. Примите, будьте мудрыми и будьте счастливы.  

Наблюдайте жизнь как наблюдаете свои ощущения во время медитации. Учитесь не реагировать. Боль или приятная дрожь на теле. Не реагировать, не обманывать себя, жить настоящим, только настоящим, и наблюдать. Наблюдать. Это станет привычкой.


На десятый день нам разрешили разговаривать. Люди начали делиться, рассказывать о себе. Улыбались, все все улыбались. Оказалось, что на курсе со мной были еще две русские женщины. Мы подружились и много говорили.

Лена и Оля

15 комментариев:

  1. Маш, какое интересное место, я тоже хотела бы в отшельничестве дней 10 пожить. Наверное, здорово помогает мозги проветрить, остановиться, просто подумать. Поразило, что все бесплатно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В конце курса предлагают оставить пожертвование новым людям на следующий курс по желанию и кто сколько может, ни за кем не проверяют и не следят, а также приглашают волонтёров, кто будет готовить и убирать за следующими участниками, жить там же, питаться и медитировать со всеми в свободное время. Только человек прошедший курс сам может стать волонтёром или оставить пожертвование. Такое условие. Молодежь, особенно путешественники, охотно идут волонтёрить. Те кто старше и зарабатывает, оставляют деньги с удовольствием, там хорошо всё налажено, и ты сам на себе видишь результат, так что денег не жалко, видно что на хорошее дело и в хорошие руки.

      Удалить
  2. Маша, поздравляю тебя с тем, что выдержала, с тем, что у тебя все получилось, и с тем новым состоянием сознания, которое ты приобрела.
    Несколько лет назад я прочитала про випассану, но я думала, что это возможно осуществить только в Тибете.
    Випассана - эмоциональная встряска, самопсихоанализ, возврат к самому себе. Почти все проблемы человека во взрослой жизни связаны с детством. Повседневная рутина и постоянный поток информации заглушают внутренний голос, не дают нормально "додумать" до конца свои мысли. Люди ходят к психоаналитикам, получают реальную помощь, чувствуют облегчение. Есть и другие пути. "Познай самого себя".
    Я рада за тебя!
    Мне пока слабо ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо! Я сегодня рассказывала про свой опыт на работе и оказалось, что двое коллег тоже прошли этот курс в свое время. Мужчина ушел на 6-ой день, не выдержал эмоционально, дома у него начались панические атаки и долго потом в себя приходил, пытался дозвониться до них, типа что делать-то?? Они предупреждают много раз, нельзя уходить с середины, это как операцию прервать на середине, серьёзная штука. Я с самого начала знала на что иду, читала отзывы и общалась с людьми кто этот курс проходил раньше, поэтому уходить у меня мысли не было ни разу, даже когда сложно было. Там важно осознавать, на что ты подписываешься, если попал случайно, за компанию без понимания что к чему, то будет сложно конечно. Я думаю, это самый важный момент, остальное вполне переносимо, так что пробуй, если были и есть такие мысли.

      Удалить
    2. может быть когда-нибудь и дозрею окончательно :)
      У мужчины, думаю, панические атаки были и до того...
      а уж с явной депрессией идти туда точно не стоит. Серьезная штука!

      Удалить
    3. Правда, там в условиях прописано, нельзя с депрессией.

      Удалить
  3. Mаша, очень интересный опыт.
    К сожалению, в России с випассаной напряженно. Мне уж давно хотелось, да негде.
    Зато я нахожу утешение в книге GENE KEYS by Richard Rudd. Потрясающая вещь для духовно ищущих, а, главное, великолепный язык (перевод на русский не хуже), что для подобной литературы редкость.
    Желаю дальнейших успехов на этой стезе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Я слышала, что есть центр в подмосковье, но большая очередь и трудно попасть, вы узнайте. Здесь тоже запись на полгода вперед, я случайно попала, была в листе ожидания, кто-то не смог и они мне написали буквально за пару недель. Опять же мне легко организовать, менеджер в библиотеке пошел на встречу, в универе я сама себе начальник. У кого дети, работа и большие нагрузки на работе, сложно найти время и вырваться.

      Удалить
  4. Маша, как интересно! я несколько лет назад тоже читала про вапассану, и тогда решила для себя, что когда-нибудь пройду это. Пока совсем нет возможности уйти на 10 дней.
    надеюсь, что это твое состояние спокойствия и гармонии сохранится как на можно дольше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, спасибо, хорошо знать что такие вещи есть и доступны, а там уже конечно по возможности и необходимости. Хотя по отзывам и собственному опыту думаю, что такой курс хорошо бы пройти в середине жизни, пока молодой. Если что-то тянет внутри, есть нерешенные вопросы и копится недовольство, надо находить возможность и делать, а то так жизнь пройдет в недовольстве и неведении, жалко потом, вот были силы и было время, что же я не остановился и не подумал.

      Удалить
  5. Мне бы тоже хотелось попробовать. Одно останавливает: вегетарианская еда. Мало еды))
    Как ты думаешь, тебя внутренне эти десять дней сильно изменили?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хаха, Оля, как раз наоборот, еда там отличная! Я ни разу не была голодная, плотный завтрак и обед, спать рано ложишься, так что фруктов на ужин вполне хватает. Я сама люблю мясо, яйца, рыбу, но вот не скучала по ним ни разу. Много разных овощей, фруктов, через день вкусный десерт. Все свежее, полезное и здоровое.

      Про внутренние изменения, ты работаешь с так сказать собственным материалом, собственным сознанием и прошлым, ничего такого чего в тебе изначально не было не откроешь:)) Но я на многие вещи действительно посмотрела под другим углом, что-то вдруг стало ясно как белый день, и никаких размышлений больше не требуется, хотя раньше долго думал, обмусоливал, сомневался. Хорошо помогает вспомнить про жизненные ценности, реальные ценности. Мы растрачиваем свою силу и энергию изо дня в день на мелкие и ненужные вещи, а тут всё ненужное разом уходит на второй план. Я всё думала, что как-то так наверное думают о своей жизнью перед смертью.

      Удалить
    2. Спасибо. Очень понравился твой ответ.
      Мне так иногда помогает подумать, когдая в сад с граблями на несколько часов ухожу (и никто не припирается меня проведать).Есть время спокойно думать. Хорошие мысли и идеи порой приходят.

      Удалить
    3. Кстати, есть как раз такой научно-обоснованный метод восстановления физического и психического здоровья - садовая терапия (гарденотерапия). Применяется для лечения различных (в первую очередь, психосоматических заболеваний).
      А вообще для восстановления душевного равновесия подходят различные занятия, связанные с усилием. Считается, что расслабляющие процедуры (ванны и массаж), наоборот, скорее ухудшат состояние.
      Так и випассана. Усилия неимоверные. Но результат, думаю, стоит того.

      Удалить
    4. Женя, интересно! Конечно по окончании курса гордость переполняет, я не встретила ни одного человека, кто бы дойдя до конца сказал, оно того не стоило. Все повторяли как один, трудно, очень трудно, у каждого свои причины и трудности, физические или эмоциональные, но оно того стоит.

      Удалить