28 мая 2017 г.

Если звёзды зажигают

Особенно плохо было по утрам, особенно грустно, проснёшься в пять и лежишь. Застрелите меня. Одним таким утром Махбубе (та самая Махбубе) написала: «Пойдём бегать?» И мы стали бегать. По утрам вдоль моря. Бежишь и рассказываешь, что наболело и накопилось. И встречаешь рассвет на пирсе.

Это был точно кто-то свыше, кто послал в мою жизнь Махбубе. Кто появилась вдруг из ниоткуда чтобы стать моей такой близкой подругой. Кто давала самые лучшие советы, кто была рядом всегда, чьё внимание, терпение и забота безграничны.

Зубы (те самые зубы) как чувствовали когда им заболеть. Ждали момента, а как же. А ведь я тогда на полном серьёзе хотела выдрать оба зуба. Потому что на полном серьёзе не было денег на их лечение. Я бы и выдрала, если б не мама. Мама сказала, даже не думай. И выслала мне денег. И сколько я не отказывалась, не говорила, что деньги есть, что найдем, что оба работаем.

Мама не представляет, как помогла мне тогда. Не представляет, потому что не знала и не догадывалась, что на тот момент я уже жила одна, и снимала комнату, и плакала на приёме у терапевта, и бегала по утрам с Махбубе, и плохо спала и переживала за всё сразу, а тут ещё деньги.

Были другие люди тоже. Был Карел, к кому на работу средь бела дня я прибегала вся зарёванная, кто слушал меня, говорил со мной и поддерживал всегда всё это время.

Были мальчишки, с кем делю квартиру, кто отнёсся ко мне с таким пониманием, расположением, когда мне были так особенно нужны эти понимание и расположение.

Были Димины друзья и коллеги, кому большое за всё спасибо. Был психолог Лук, кто как родной, был дедушка архитектор (тот самый дедушка), была Ксюша из библиотеки и её учёный муж Алексей Каренин, тёзка Маша и многие многие другие. Коллеги, знакомые, близкие и далекие. 

Все эти несколько месяцев моей жизни, может быть самые тяжёлые в моей жизни, я много говорила, плакала тоже, но больше говорила и говорила, и сейчас, когда прошло время и стало легче и всё встаёт на круги своя и, кажется, преобретает смысл, я благодарна всем тем, кто нашёл время и терпение побыть со мной (и Димой) и выслушать, не критиковать, не паниковать, но выслушать, поговорить, побыть рядом. 

Все счастливые семьи похожи друг на друга...

Я горжусь тем, что мы сумели расстаться друзьями, что не обманывали, не предавали друг друга, поддерживали как могли. Что осмелились, что нашли силы и здравый рассудок отпустить друг друга и не отравлять друг другу жизнь, двигаться дальше. 

Может быть 13 лет назад нам и вовсе не стоило начинать отношения, может быть мы не были предназначены друг для друга с самого начала. Но тогда не было бы Новой Зеландии, не было бы всех наших приключений и достижений, не было бы нашей большой любви и нас какие мы есть и какими мы стали.

Значит. Это. Кому-нибудь. Нужно.

11 мая 2017 г.

Boys' High School

Две недели назад я получила письмо от учительницы по литературе из гимназии для мальчиков с приглашением провести урок по антиутопии в одном из её старших классов. Учительница объяснила, что нашла меня и мою магистерскую диссертацию по антиутопии на университетском вебсайте, и что многие её мальчики готовятся поступать в университет и как здорово, если бы я, как представитель из университета, пришла познакомиться с ними. 

Я конечно прочитала письмо и пришла в ужас. Я к своим студентам не успеваю нормально подготовиться, а тут ещё школьники. Лишний стресс и нету времени. И почему именно я? Выдохнула, досчитала до десяти, подумала ещё раз. Маша, Маша, в своём ли ты уме? Такой шанс, опыт, практика. Взяла себя в руки, ответила, что приду с удовольствием, и сколько в её классе студентов и сколько длится урок. 27 чудных мальчиков, 55 минут. 

На подготовку у меня ушло два полных дня. Первый день делала презентацию и писала скрипт. Второй день репетировала в лекционной. Моя новая соседка по офису, аспирантка из Китая и учительница с 20-летним стажем предложила свою помощь. Послушала меня, дала (действительно) дельные советы, предложила составить мне компанию и подбросить до школы, тем более раз я не вожу, а у неё машина. Спасибо ей огромное! 

Первый раз в школьный класс. Долго решала, что же надеть. Не будет ли чёрное платье слишком официальным? Я привыкла к университетским преподавателям в кедах и протёртых джинсах. Но какое счастье, что остановилась всё-таки на платье. Потому что мальчики выглядели примерно вот так:



Учительница встретила на ресепшине. Молодая, стройная, на каблуках, чёрное платье за коленку, уложенные волосы. Как меня представить? 
- Мария, а как ещё? 
- О, мальчики будут очень рады!
- А как они вас называют? 
- Мисс Вилкинсон

Заходим в класс. Все встали:
- Здравствуйте дети.
- Здравствуйте Мисс Вилкинсон (хором)

Меня представили как приглашённого лектора, и я сразу подумала, что меня с кем-то путают. Ну Маша, ну соберись. Я хорошо знала свою тему, два года по ней работала. Я хорошо подготовилась и могла свободно говорить без листочка, без подсказок. У меня были хорошие слайды с провокационными картинками, и много вопросов, и тема интересная. Единственное, чего я боялась, это растеряться, разнервничаться. А тут ещё все эти формальности. Боялась, что будет дрожать голос, что буду быстро говорить, что они меня не поймут. 

В этом семестре я веду семинары в университете в четвёртый раз. Я выступала на конференциях не один раз. Я это к тому, что пора бы блин привыкнуть, Маша! Но то семинары и конференции, а это лекция, где все 55 минут всё внимание мне одной. На семинарах я никогда не говорю целый час. Я даю студентам задания, задаю вопросы, подсказываю, подключаюсь к разговору. Моя задача разговорить их, не говорить самой. Выступление на конференции не больше 20 минут. 

И всё-таки практические семинары и выступления на конференциях - мой бесценный опыт. Любой опыт - бесценный опыт. Я пять лет назад и я сейчас две разные меня. Я начала с вопросов, я заставила их говорить, работать в парах, обошла класс, похвалила за интересные ответы. И это лучшее, с чего я могла начать свою презентацию. Потому что атмосфера разрядилась и я разрядилась, и голос не дрожал, и остаток занятия всё внимание мне одной.

Кто бы мне сказал, что я могу, что мне по силам. Весь урок я чувствовала себя очень уверенно, я видела, что они меня слушают, что им интересно. Не всем и не все 55 минут, но то человеческий фактор, я понимаю.

После занятия пара мальчишек подошли, сказали спасибо, сказали, что было интересно. Учительница благодарила и сильно извинялась, что дети не знают, кто такие Толстой и Достоевский, извинялась, что не вспомнили новозеландских авторов, что дисциплина хромала в начале урока. Мне было забавно, что она переживает, хорошее ли впечатление класс произвёл на меня, когда единственное, о чём беспокоилась я, понравилась ли я им, не сморозила ли какую-нибудь глупость, всё ли им было понятно. Мальчики показались мне вполне себе умными и дисциплинированными. Хотя Толстого и Достоевского действительно не знают.     

Рассказываю коллеге новозеландцу, какие хорошие дети, какая хорошая школа и как мне понравилось. Спрашиваю, в какой школе учился он. Ха-ха, если бы я вела урок в школе, где учился он, подошедшие сказать спасибо мальчики непременно бы утащили из моей сумки кошелёк!