5 марта 2021 г.

Конец эры

Год назад в это время я сдала диссертацию, начала присматриваться и искать работу. Моё первое собеседование было в моей же библиотеке, в моей команде, на позицию библиотекаря на полную ставку. Пока училась, я была ассистентом библиотекаря, работала три дня в неделю совмещая с преподаванием и диссертацией. Мой менеджер уже давно говорил мне про эту позицию, которая должна была освободиться как раз к концу моей учебы, и я не сомневалась, и никто не сомневался, что меня возьмут. Но так сложилось, что не сложились звёзды и позиция досталась девушке из другой библиотеки, у кого оказалось больше библиотечного опыта чем у меня. Под рассказы моего менеджера о новых позициях, что вот-вот появятся, я стала потихоньку смотреть в том числе другие варианты.

Коллеги-библиотекари 

На собеседования меня приглашали легко. Называли сильным кандидатом. После первого в моей же команде, у меня было еще три собеседования: на позицию тренера/куратора в моей библиотеке, позицию детского библиотекаря в государственной библиотеке, позицию студенческого куратора в моем университете. Собеседования, на мой взгляд, проходили отлично, мне было о чем рассказать, чем похвастаться, я прилежно готовилась, лихо отвечала на вопросы. Я почти не волновалась, я чувствовала себя уверенно. Два года администратором в университете. Пять лет ассистентом в библиотеке. Пять лет преподавания в университете. Докторантура по литературе. Конференции, тренинги, публикации. Тем не менее, меня не брали. Когда я случайно узнала, что на позицию детского библиотекаря взяли мою коллегу, кто на десять лет младше меня, кто закончила бакалавр два года назад, после чего два года проработала в библиотеке, я реально задумалась. 

Мои пять лет в этой книжке

Конечно, с моим образованием, с преподавательским опытом, самым логичным было бы искать работу преподавателя в университете. И я бы искала, если бы она была. В моей сфере, в моём городе, вакансий – не временных контрактов, но вакансий на полную ставку, на постоянной основе – не было и нет. А если и появится одна единственная раз в пятилетку, то там такой конкурс, что мама не горюй. Опыта преподавания и статуса доктора наук недостаточно, нужны публикации в международных журналах, нужны связи, нужно везение, да много чего нужно. Пока училась, я насмотрелась на моих старших коллег-выпускников, на академиков, я не хотела себе такой участи. Со стороны, выглядит престижно и круто, на деле в работе академика очень много стресса, соревновательности, давления. Я верила, что могу найти своё место под солнцем в смежной области, где меньше стресса, больше определенности, больше баланса.

В день защиты

В октябре я устроилась на работу в свой университет в офис ректора координатором образовательной программы. Работа на полставки, так что я смогла сохранить свою работу в библиотеке. Три дня в университете, два в библиотеке. Я сомневалась, будет ли мне нравится новая работа, не будет ли она слишком административной, офисной, я продолжала держаться за библиотеку как запасной вариант. Я понимала, что рано или поздно меня конечно возьмут на полную ставку библиотекаря, если я продолжу проявлять инициативу и подаваться на новые вакансии. Но теперь мне в том числе хотелось попробовать себя в университете на новой должности.  

Книжный дисплей по моему диплому в библиотеке

Что мне понравилось в университете. Выше зарплата. Моё звание доктора наук более релевантно. В учебном менеджменте доктора наук не редкость. В библиотеке быть доктором странно и не нужно. Сама работа пусть административная, но тем не менее более интеллектуальная, ответственная. В мои обязанности, например, входило написание докладов об успеваемости студентов, полномочие отклонить или одобрить студенческие заявления на программу. Этот момент мне нравился. Нравилось работать с профессорами разных факультетов, ректором, деканом, присутствовать на важных университетских совещаниях. Гораздо лучше понимаешь как функционирует университет изнутри, в сравнении с тем, когда ты студент или преподаватель. 

Мои студенты русского

Что мне не нравилось, это быть между университетом и библиотекой. Видеть как мои библиотечные коллеги растут и получают повышения, тогда как я снова, как и во время студенчества, оказалась в ловушке работы на полставки. На полставки в нашей библиотеке работают ассистенты; позиции библиотекаря, старшего библиотекаря, руководителя все на полную ставку. Я понимала, что долго так не хочу и не смогу, что нужно выбрать здесь или там, что от этого выбора зависит моё профессиональное будущее. Мне было сложно, бросало то в одну, то в другую сторону. В библиотеке мои люди, мои друзья, мои пять лет, мне нравилась атмосфера, нравилась сама работа, нравилось вести мой читательский клуб, групповые экскурсии для студентов и школьников, помогать детям и взрослым выбрать «что почитать», работать с людьми, работать с книгами. И тем не менее, при первой новой возможности я включила разум и логику и выбрала университет. 

После карантина

Моя новая позиция в университете на полную ставку на постоянной основе. Должность координатора докторских защит, работать с докторантами, их научными руководителями и экзаменаторами. Работа похожа на мою предыдущую университетскую, но активнее, оживленнее, с большей нагрузкой, работать в команде. Я довольна, написала заявление на увольнение, начинаю с апреля. Я думаю, что сделала правильный выбор, но как оно на самом деле покажет конечно время. Я точно знаю, что буду скучать по библиотеке. Я надеюсь, что не буду жалеть. Я чувствую, что это конец эры. Я верю, что за ним начало новой.  

Здание университета, где я теперь

6 комментариев:

  1. Когда кончается одна эра, начинается другая.
    Так и должно быть. Успехов, Мария. Будь счастлива.

    ОтветитьУдалить
  2. Маша, от души рада за вас -такой сложный путь вы прошли! Вообще - путь гуманитария он везде не простой,а в другой стране, на неродном языке - тем более ( не смотрели американский фильм "Гуманитарные науки" - он о нашем брате, гуманитарии))). И вы все-равно добиваетесь успеха, идете по своему пути. Пусть к вашему упорству и талантам прибавится немного удачи и везения! Всего вам наилучшего. И да, с праздником работающих и активных женщин - с 8 марта)) А Новой Зеландии этот праздник отмечают?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Anais, за поддержку и пожелания! Иногда полезно вспоминать, с чего начиналось, чтобы ценить, гордиться, не воспринимать как должное. Вас тоже с 8 марта! Здесь не отмечают, к сожалению, а жаль, прекрасный праздник по прекрасному поводу!

      Удалить
  3. Маша, поздравляю! Звучит твоя новая работа очень интересно, надюсь, что тебе понравится и окажется "твоим", а библиотека путь остается вторым домом) а не второй работой)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, спасибо большое! Я кстати когда дописывала диссертацию, рассматривала как вариант пойти преподавать литературу в школу. Мне нравилось преподавать в универе, думала, может и в школе понравится. Забавно, но меня тогда сильно впечатлил и заставил задуматься твой пост о твоих первых впечатлениях в школе на полную ставку. Ты задавалась вопросом, с чего ты решила, что вообще любишь детей, что любить и воспитывать своих и чужих детей это разное, и что ты бы лучше тратила эту энергию на собственную семью. И это ты, кто всегда мечтал о школе и у кого (в отличие от меня) уже был опыт преподавания школьникам. Как-то это тогда в меня врезалось, пыл поубавился и внимание переключилось на другое. Расскажи, ты по-прежнему так считаешь или это были первые мысли, и сейчас ты привыкла? Как тебе сейчас быть учителем?

      Удалить