30 октября 2010 г.

TEACHERS! GO!

В субботу утром вышли за продуктами. Главное шоссе города перекрыто, кругом полиция. С противоположного конца дороги крики приближающейся толпы. Первая мысль – демонстрация или забастовка. Предположение почти подтвердилось, когда из общего гула стали различимы отдельные фразы и видны надписи на плакатах: «Учителя, вперед!», «Ученье – свет, а неученье - тьма», «Учителя помогают нам стать независимыми учениками!», «Образование – наше всё!», «Школа закладывает в нас тонну знаний!», «Люблю своего учителя!» и тд. Те же проблемы и здесь, решили мы, – зарплаты у учителей маленькие, плюс, по всей видимости, реформа образования надвигается, вот и бастуют. Чтобы узнать наверняка, подошли к двум студенткам, выбившимся из толпы. Что, мол, здесь собственно происходит? Оказалось, что сегодня День учителя, и благодарные ученики, как настоящие, так и бывшие – среди демонстрантов процентов тридцать весьма преклонного возраста – вышли на главную улицу города сказать своим учителям, как сильно они их любят.
Забавно, что за время шествия по параллельной дороге несколько раз, туда и обратно, промчался лихой водила с высунутой из заднего окошка головой 15-16-тилетней девочки, неистово орущей, что все учителя – отстой. Наверное на днях двойку получила.

На краю света, или по следам первых впечатлений первого дня в Новой Зеландии

В свой первый день в Новой Зеландии мы не успели сделать очень много. Не побывали на вершине знаменитой башни Окленда, не искупались в океане и не отведали ни одного из национальных новозеландских блюд. Надеюсь, всё это и многое другое удастся сделать позже, но будет ли что-то ярче и памятнее, чем самый наш первый день здесь, в сказочной зелёной стране на другом конце земного шара.  
На выходе из Оклендского аэропорта надпись во всю стену, щекочущая самолюбивые начала каждого усталого, грязного, с красными глазами и затекшими ногами пятнадцать минут назад приземлившегося. Итак, согласно написанному, всякий путник, рискнувший пересечь океан ради того, чтобы увидеть дальние страны, не кто иной, как первооткрыватель, в чьей душе горит тот же огонь, что сподвигал путешественников древности направлять свои корабли в новые неизведанные земли. Точнее и не скажешь! Именно первооткрывателями, смелыми, дерзкими, переполненными чувством собственного достоинства от этой самой смелости и дерзости, мы чувствовали себя в тот момент.
Ещё до своего решения на собственном опыте проверить, так ли обстоят дела на краю света, как о них пишут в буклетах и на сайтах, мне часто приходилось слышать, что отличие Новой Зеландии от всех других мест на земле – это, во-первых, люди, во-вторых, природа. Так вот, побывав, наконец, в далёкой и прекрасной этой стране, лично я в своём собственном рейтинге, не задумываясь, ставлю природу на первое место. Первое впечатление от новозеландской флоры и фауны было действительно очень сильным. Таких деревьев, кустов, цветов, газонов я нигде никогда раньше не встречала. Уличив момент, пока никто не видит, не смогла удержаться, чтобы не подойти и не потрогать иголки на одной из ёлок – настоящие ли. Яркая и сочная зелень, идеальной пропорции деревья, головокружительные ароматы распускающихся бутонов.  Да конечно, и у нас в России есть очень живописные места, но дело тут даже не в красоте, а в особенности растительности на противоположном конце земного шара. Она просто другая, и всё.
Никому в мире не переубедить меня в том, что природа страны не влияет на внешний облик, характер и мировоззрение местных жителей. При такой многообразной и яркой растительности, как в Новой Зеландии, новозеландцам просто непростительно было бы прослыть людьми скучными, однотипными и неинтересными. Исходя из этого своего вывода, от знакомства с местными жителями я ждала многого, а потому прислушиваться к знаменитому новозеландскому акценту, всматриваться в лица людей другого полушария начала еще в самолете. Смотрела и слушала, слушала и смотрела, и хотелось выпрямить спину, кушать не торопясь, говорить без ошибок. По внешнему виду и поведению англоговорящие новозеландцы больше напоминают англичан, нежели американцев или австралийцев. Никакого панибратства, голливудских улыбок, вальяжности, повышенных тонов, задранных на сидение ног. Хорошо и одновременно очень просто одетые, воспитанные, сдержанные, приветливые и доброжелательные, но уважающие твое личное пространство, в отличной спортивной форме, худые. Таков типичный портрет новозеландца – выходца из Европы, которых в стране, как утверждает местная статистика, 67,6 %. Больше и быть не могло – уж слишком многообразна новозеландская природа, чтобы быть всем жителям страны одинаково подтянутыми, собранными и вежливыми.
Кроме пакеха, как принято здесь именовать потомственных европейцев, в Новой Зеландии много маори и азиатов. Маори – коренное население страны, темнокожие, коренастые, сильные, с грубыми чертами, на первый взгляд не слишком дружелюбные. Слышала, что в древности они были каннибалами, и удивительным этот факт, кстати, вовсе не нахожу, потому как угрюмые и нахмуренные их лица подобные слухи лишь подтверждают. Вот уж действительно, ни в Америке, ни в Европе похожих черт не встретить. Уже позже узнала, что язык, культуру и традиции маори в современной Новой Зеландии изучают весьма подробно, как в школах, так и университетах, а на телевидении у них даже и канал свой есть.
Третья по численности группа местных жителей, отличающаяся от двух предыдущих, - азиаты, а конкретнее китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы, индийцы, которых в Новой Зеландии, а особенно в самом крупном её городе Окленде, так же много, как на сегодняшний день, пожалуй, и в любом другом уголке земного шара. В основном это студенты, в очках, с книжками, ходят группами, разговаривают на своем, улыбаются.
Не пройтись по главной улице города в день приезда, как сильно бы ты ни устал, просто непростительно. Деловой центр Окленда - это офисные здания, как многоэтажные, стеклянные, на манер Нью-Йорка, так и построенные в духе Европы, низкие, узорчатые, с колоннами и шпиками. На каждом шагу уличные открытые кафе, почти как в Париже. В самом центре центра делового – огромное здание театра, рядом – кинотеатр, пара галерей. Как тому и следует быть в городе с самыми престижными университетами страны, молодёжь, особенно студенты, везде и всюду: с рюкзаками, в кедах, ярко одетые, счастливые, на велосипедах, в кафе, на лавочке, с книжкой, без книжки, с гитарой у перекрестка.   
Несмотря на то, что центр Окленда шумный и яркий, суета и роскошь, как я не без удовольствия для себя отметила, у новозеландцев не в почете. Убедительное тому доказательство - частные дома в предместьях города, дома, где живут и здравствуют добропорядочные новозеландцы, те дома, мимо которых по дороге из аэропорта мы лихо промчались на личном автотранспорте (личном, так как кроме нас двоих и наших чемоданов в автобусе никого больше не было). Так вот дома эти очень маленькие, некоторые совсем как игрушечные. Простые и скромные, без шикарных клумб, так популярных в Америке, без зеленых крыш и красного кирпича, как любят в России. Маленькие скромные белые домики, а вокруг деревья с веточками-паутинками, зеленые луга, высоченные горы и бескрайний океан. Смотришь на эти дома и думаешь, ну зачем же люди выстраивают себе хоромы, набивают шкафы хламом, перекрашивают стены из цвета в цвет? Чтобы и днём, и ночью сидеть в четырёх стенах, уставившись в телевизор? В четырех пусть даже таких больших и уютных стенах, когда снаружи так много интересного и прекрасного!