14 февраля 2013 г.

Это капитализм, детка – 2



Ещё с первых дней тренинга структура и принцип деятельности музея неожиданно напомнили структуру обычной коммерческой организации. С началом рабочей недели подозрения лишь подтвердились. За кулисами выставочных залов те же столы с компьютерами, бесконечные маленькие и побольше отделы, департаменты, менеджеры и их ассистенты и даже лица директоров похожи на лица начальников бизнес-компаний. А каково было моё удивление узнать, что главный директор нашего музея бывший адмирал британского флота. Ну какое отношение адмирал может иметь к музейному делу? Оказывается, самое прямое. Главный директор на то и главный директор, чтобы раздавать указания, вести переговоры, находить спонсоров, заключать сделки, за музейные коллекции ответят директора помладше.
На самом верхнем четвёртом этаже музея нет ни выставочных залов, ни экспонатов. Четвёртый этаж с колоннами, мраморными полами и окнами в человеческий рост весь под аренду. Вместительность – до восьмисот человек. Есть залы и поменьше, лекционные аудитории, фойе. Музей активно рекламирует и с радостью предлагает помещения для банкетов, презентаций, свадеб, что угодно за ваши деньги. Официальные рабочие часы музея с десяти утра до пяти вечера, в пять пятнадцать его двери снова открыты, но уже для частных посетителей. Аренда стоит огромных средств. Огромных средств стоит содержание и закупка экспонатов, обновление коллекций, современные технологии. Музей НЕ спонсируется государством вообще и лишь частично городским правительством.  
Наверное, стоит порадоваться за наш музей, он не чахнет как чахнут многие (надеюсь, что не все) российские музеи. Подключились бизнесмены, пустили кровь, жизнь закипела и забурлила. Сложно судить, плохо это или хорошо, но так существуют, по всей видимости, все музеи (и университеты тоже) капиталистических стран. Деньги равно свобода, самостоятельность, независимость от государства, рост и процветание. Самое большое и дорогое здание нашего университета – бизнес школа. Самое дорогое и востребованное образование – бизнес образование. Открыть свой бизнес в Новой Зеландии можно ровно за один день, он-лайн. Хочешь хорошо жить – займись бизнесом. Но мне интересно другое. Что такое во мне противится подобного рода системе ценностей. Советское наследие, гуманитарное образование, невежество в вопросах экономики? Почему так неприятно и не нравится, когда слишком многое в конечном итоге упирается в деньги. Почему кажется, что правителем страны не может быть бизнесмен, а музеи должны быть бесплатны для всех. 

21 комментарий:

  1. Well, somebody has to do the dirty job! At least NZ Universities, museums and art galleries are not forced to beg, they instead employed business which is not for everyone to work in and deal with, on the contrary, it is for people who like taking risks and working behind the scenes. Commercialisation, as I'd rather call it, is necessary to make things happen, including culture and heritage; and the idea of having pro-governmental museums and galleries doesn't seem to appeal to me.
    If i were you, I'd continue to enjoy the atmosphere and forget about money for a while (why even think about it?)

    p.s. and yes, I prefer Epsom campus to the business school:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. I guess as long as museums and universities employ business (as you said) but not vice versa it's definitely not that bad. I just do not like the idea of business employing art & culture. Hope this evil won't happen to our new country :)

      Удалить
    2. No evil is happening, not yet. It's just people involved in preserving national heritage (and those contributing to it) have been smart enough to employ all the possibilities available to them rather than giveup on development and continuous improvement, hence the money everyone has to deal with.

      Удалить
  2. Маша, не подумай опять обо мне дурно и может я не совсем в тему скажу, но всё же. Это то я и имела ввиду, когда говорила, как и почему попадают в музей работы, не очень относящиеся к искусству. Это всё уже давно бизнес. И сейчас очень просто сделать на этом "воздухе", который не наполнен ничем ценным, огромные деньги. Просто для этого надо предварительно проделать несложную работу - повыставлять там, где надо, подсунуть нужным критикам и всё в таком духе. И не всегда у музея есть деньги на то, чтобы оплатить услуги действительно талантливого эксперта, который отбирает экспонаты, составляет выставки. Поэтому волосатая лапа капитализма запятнала уже и "доброе, светлое, вечное" )) Мне так же, как и тебе, становится иногда противно от осознания, что весь каркас держится на деньгах. Но с другой стороны, если абстрагироваться и принять, что деньги это просто нечто, что облегчает жизнь и открывает определённые возможности, то и не всё так уж печально становится. Я вот заметила что мне очень нравится именно эта финансовая определённость, которая есть в капиталистических странах. В Америке, например. Везде чётко и ясно описана стоимость всех услуг, всё открыто, ничего не скрывается. На сайте почти любого вуза есть все цены. У нас, например, мы делаем вид, что имеем бесплатное образование и медицину, а по сути, приходится чувствовать себя просто каким-то чмом, которому врач/мент/учитель как бы намекает, что надо бы столько-то за лечение или решение определённого вопроса. Мне это очень сильно противно. Мне легче прийти к врачу, ознакомиться с прейскурантом и уж точно получить достойное лечение.
    И, кстати, я заметила, что чем богаче страна, тем дешевле её музеи )) В Вашингтоне так вообще все бесплатные. А вот музеи Кремля мне до сих пор не по карману, не то чтобы не по карману, мне просто реально жаль тратить почти 2000 рэ (я даже не могу себе представить, что это должен быть за музей такой стоимостью почти 70 долларов, Лувр дешевле в три раза) на то что я считаю, должно быть доступно для всех.
    И ещё по поводу бизнес-образования. Вот Россия - ни разу не капиталистическая страна, такая гордая своими нематериальными ценностями. Но почему тогда все прут на экономические факультеты во все возможные дыры?
    Вот недавно обнаружила в самом обычном Кливленде (уже сто раз упоминала, что это обычная провинция), просто невероятно крутой Institute of Music с кучей факультетов, какие только можно представить. Там профессора преподают, которые имеют много наград музыкальных, там целый симфонический оркестр высокого уровня. Это я к тому, что рука об руку с бизнес школами идут и все остальные школы высочайшего класса в этом самом капиталистическом обществе. Каждый выбирает по себе, что ему надо. И я уверена, что выпускник этого Institute of Music точно знает, что ему не придётся идти играть в рестораны Мурку (как нашим выпускникам той же Гнесинки).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, наверное, когда мы с тобой спорили о современном искусстве, имели в виду разное. Коммерциализация - проблема, с которой искусство столкнулось при капитализме, и от этого неразберихи только прибавилось. Но когда ты говоришь, что полоски это ерунда какая-то, а не искусство (ты вежливее выразилась, но всё же), речь, думаю, идёт об элементарном непонимании сути конструктивизма, тогда как коммерциализация дело уже третье.

      Я согласна с тобой про финансовую определенность и прочие плюсы капиталистического общества, мне они тоже нравятся. Говорят же, из двух зол выбирают меньшее. Капитализм, на мой взгляд, меньшее зло в сравнение с тем, что творилось и творится в России. Тем не менее, если не сравнивать, но посмотреть на капитализм как таковой, мне он также не шибко симпатичен, в особенности его денежная серцевина. Может быть через капитализм следует идти к чему-то другому, более человечному? Я не особенно сильна в этих вопросах, чтобы спорить, просто любительские размышления на тему.

      Удалить
    2. Мария, очень хороший пост! И Ваши мысли разделяю.
      По поводу финансовой определенности кап. общ-ва : "Все общества похожи друг на друга как коровы в стаде, только у некоторых рога позолочены". Не я сказала, а Вильгельм Швебель. Почитайте его изречения, если найдете, мудрый человек был.

      Удалить
    3. Алена, Россия не капиталистическая страна? А какая?))

      Удалить
    4. воровская. А экономика откатная. Не я сказала, а жизнь.

      Удалить
    5. Смотрю, вы, Алена, настроены на переезд в будущем решительно. Удачи!
      - Вы, как, – любите Россию?
      – Очень.
      – То то же. Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви, России – крышка. Там ее никто не любит.
      В.Набоков "Машенька"

      Удалить
  3. Я нормально отношусь к "окоммерчиванию" музеев, к спонсорским вложениям. Пусть так - и музей существует и зарплаты наверняка хорошие. Это как к зоопарке Санкт-Петербурга есть животные под патронажем какой-либо организации, в прекрасном состоянии, ухоженные. А в России я согласна завышена входная цена, делайте выше иностранцам, а нам то что.. свои же красоты посмотреть не можем..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, так для иностранцев ещё дороже )) Я помню, какой стыд испытала в Петергофе (!!!), когда на двери общественного туалета посреди парка висел прейскурант "Граждане РФ - 25 руб, иностранцы - 50 руб". Логику понять я в не в силах. Представить нечто подобное заграницей просто невозможно.

      Удалить
    2. В нашем музее вход свободный жителям Окленда (музей финансируется местным правительством, а значит оклендцы уже внесли свой вклад через налоги, которые здесь немаленькие). С гостей из других городов и иностранцев вежливо просят благотворительность в размере $10. А по поводу зарплат... Я не знаю насчет основного состава, но в музее 220 волонтёров, что работают за идею, а это немало.

      В отличие от оклендского музея музей в Велингтоне, столице, национальный, то есть финансируется полностью государством, вот там уже нет волонтёров вообще и вход бесплатный для всех, и своих, и приезжих.

      Удалить
    3. Это не именно проблема музеев, а проблема государства. У нас никого не интересует идея, интересуют деньги, ну видимо ты это и имела в виду в самом посте.. а вообще людям не до музеев в нашей стране, вот меня больше заботит вопрос о плотном среднем образовании, куда мы идем одному Богу известно... и наша страна -лаборатория где людей испытывают на прочность, такое ощущение...

      Удалить
    4. Ох, Таня, про Россию мне страшно думать даже, как там всё сложно и запущенно. Даже в НЗ, которая такой привлекательной и почти идеальной кажется со стороны, и то проблем хватает, что уж говорить про нашу многострадальную родину.

      Удалить
    5. Алена, а как они определяют иностранца? Паспорт надо предъявлять, чтоб в туалет сходить? Насмешило)) Ну а логика простая - нажива. Так таксисты на вокзалах, в аэропортах видят, что приезжий, и сразу цену накручивают. Это и в Европе так. Бывают исключения, конечно, но сталкивалась не раз.

      Мария, извините, что так много комментирую, еще и анонимно. Очень жду ваш пост с фото муз. экспонатов.

      Удалить
    6. Да, Маша, это больное! вот смотрю по сторонам и убеждаюсь, что мало кто думает, плывут без весел, нормально все! но, блин, родина же..

      Удалить
  4. Тогда и иностранцы не поедут на ваши красоты смотреть((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А разве в Европе музеи не дороже для нас? Я была уверена что дороже.........

      Удалить
    2. в тех, в которых я бывала (а это очень большое количество музеев в разных странах) нет разделения такого.

      Удалить
    3. Нет, не дороже. Бывают даже бесплатные дни (пару раз в год, например). Семьям с детьми скидки часто, студентам, пенсионерам - всегда. Но нужна международная карточка студенческая. Бывают "ночи музеев", когда в каком-то одном городе все музеи можно посетить по одному билету, всю ночь работают до утра. Успеть посмотреть все нереально, правда, уже не раз пыталась. Это я про европейские музеи.

      Удалить