13 августа 2014 г.

Must see NZ film

“Раньше я думала, что маори счастливые люди,
потому что сидят на государственных пособиях и не работают.” Трейси

Первая на фильм сходила Венди, она всегда первая узнаёт о всех новинках, всегда всем интересуется, наверное поэтому она менеджер с большой буквы, а некоторые остальные с маленькой. Венди похвалила фильм, назвала эмоциональным и вдохновляющим, посоветовала нам тоже сходить и, если можно, позвать с собой Трейси.

С самого своего приезда Трейси живёт у Венди, и добрая половина нашего проекта, включая понятно кого, ей завидует. Старинный деревянный дом с настоящим камином, просторной верандой, садом, где поют птицы, заграничными сувенирами, в котором то и дело собираются местные и иностранные гости - лингвисты, артисты, учителя, академики. Обе дочки Венди переехали к бойфрендам, так что хозяйничают вдвоём – молодая Трейси и вечномолодая Венди.

Вернее так, хозяйничает конечно Трейси, а Венди никогда нет дома. Как-то раз Венди рассказала, а я запомнила, как однажды, когда дети ещё были маленькими, они с мужем наняли няню помогать по дому. Возвращаются оба с работы, а с порога запах еды, уюта и свежести: “А ведь в нормальной семье у нормальной женщины каждый день так!”

Венди конечно не нормальная, тут без вопросов, зато нормальная Трейси, которую из дома ни в какую не вытащишь, тем более в кино, тем более кино на английском, а уж если ненормативная лексика и, не дай бог, сцены насилия! Трейси маленькая, лёгкая, хрупкая, в платьях нежного цвета и юбках-колокольчиках. И фильмы она предпочитает такие же - комедии или про любовь. Зачем смотреть тяжелое кино, разве жизнь и без того не тяжёлая? ага, особенно у Трейси

- Eй уже уезжать через месяц, а она так и не посмотрела ни одного новозеландского фильма. А этот фильм как раз про Новую Зеландию, ту другую, что не увидишь из окошка автобуса, про которую не расскажут рекламные буклеты. Разве я не права? Я вовсе не хочу на неё давить, но... Разве я не права?
- Конечно, Венди, конечно, я поговорю с ней, она меня послушает.

Это удивительно, какими упёртыми могут быть маленькие хорошенькие девочки, просто удивительно! И даже мои обещания поужинать в её любимом китайском ресторане не помогли. Ничего не помогло. Не нравится, не интересно, не хочу, устала, некогда, надо готовить урок, надо готовить ужин, и завтра тоже надо готовить ужин, и послезавтра.

Так бы вероятно и уехала Трейси в прекрасный Китай после года жизни в прекрасном новозеландском доме с камином, веря, что маори – самые счастливые люди Новой Зеландии, не ворвись в следующее мгновение в наш офис Гленда (которую надо знать): “Посмотрела!!!! Вчера посмотрела!!!! Трейси, этот фильм, его, его нельзя не смотреть! Ты ДОЛЖНА его увидеть, обязательно и непременно! Трейси, ты меня слышишь, Трейси!!!!!!”

Думаю, Гленда, большая и громкая, не специально, думаю, она не знала, а если бы знала, не стала бы. Трудно сказать, что на самом деле маленькая скромная Трейси обо всех нас подумала на родном китайском, но вслух, так, чтобы все слышали, ответила, что КОНЕЧНО она пойдёт на этот фильм, вот прямо сегодня после работы пойдёт, НЕПРЕМЕННО сегодня, и как же МНОГО хорошего она слышала именно про этот фильм, и КАК ей вдруг захотелось его посмотреть.

Не соврала, сходила тем же вечером. Сказала, что сложно понимать акцент, и может быть из-за этого она что-то пропустила, недопоняла, потому что к концу фильма зал плакал, а она не плакала, и попросила объяснить, почему плакала я.

А вы когда-нибудь объясняли маленькой хорошенькой девочке на аккуратных каблучках и в юбке-колокольчике почему плачете или смеётесь над фильмом или книгой? Хороший вопрос, и фильм хороший. 


16 комментариев:

  1. Маша, это знаешь как два человека читают одну и ту же книгу и в конце, обсуждая, понимаешь, что они прочли две совершенно разные книги. Я сама была свидетелем много раз. Виталя объясняет этот феномен так, что кому не надо книга просто не открывается. Каждый человек живёт в какой-то своей вселенной. У Трейси она своя - такая вот миленькая и аккуратненькая приятных оттенков. Ты хоть ведро чёрной краски на неё вылей - она просто не заметит.
    Иногда я встречаю людей, которых вот так же хочется растормошить за плечи или дать пинка и прокричать в ухо "очнись, наконец". Но не делаю этого, конечно же. Никто не обязан видеть то же, что и я. Думать так же как и я. Да и плюс, наверняка кто-нибудь вот точно так же хочет дать пинка и мне самой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Справедливо, Алёна. Сказка про лисицу и журавля - другой хороший пример. Между тем, сложно работать вместе, видеться каждый день, о чём-то говорить, обмениваться мнениями, репликами и совсем-совсем не "навязывать" свои интересы. Иногда выходят промахи, у Трейси в том числе, нет, нет, но подойдёт - посмотри, какие котики, собачки, платьюшки, мимими. Кстати, она сама всё прекрасно видит, прислала мне как-то видео про китайскую кухню (40 минут, блин!), спрашиваю, показывала ли она его Венди, понравилось ли ей, на что Трейси отвечает, что показывала, и Венди сказала, понравилось, но Трейси понимает, это она из вежливости, потому что Венди не любит кухню и никогда такими вещами не интересовалась.

      Удалить
  2. Помнится, когда-то держала в руках книжку о правилах хорошего тона в высшем свете. Там говорилось, что воспитанный человек не предлагает другому что-то более двух раз.
    Если однажды человеку предложили что-то, а он не сделал/не послушал и т.д, то есть вероятность, что он забыл. Если же после второго раза ситуация не изменилась, значит он имеет причины, по которым он не делает того, что было предложено. У него есть на это причина, о которой он не желает распространяться, но тем не менее она веская для него, чтобы этого не делать.
    Если же вы напоминаете ему в третий раз, он уже воспринимает вас за источник неприятных эмоций и постарается избегать или темы сего разговора, или вас вообще.

    Вот где-то так.

    То, что важно и полезно вам, может не иметь ценности для другого, что можно транслировать в нечто более конкретное: а кто вы такой, чтобы навязывать мне свое мировоззрение? Особенно это бросается в глаза, когда два человека из разных стран оказываются в похожей ситуации. Это действительно разные мировоззрения и шаблоны поведения.
    То, что Трэйси именно сейчас живет в прекрасных условиях и предпочитает смотреть фильмы про любовь или комедии, еще не означает, что ее опыт жизни в Китае был весь в розовом цвете. Часто люди отгораживают свою психику от жестокой действительности и подсознательно фильтруют все, что связано с сильными потрясениями. Про них говорят "живет в коконе".
    Однако, если вырвать таких людей из их мира опасно, они могут просто сойти с ума. Это их способ существования, а вернее выживания. А снаружи они играют роль куколок, марионеток.
    Это довольно типично для выходцев из Китая, насколько я имею возможность наблюдать моих сотрудников, родителей приятелей моих детей и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна про правила хорошего тона и особенно людей из разных стран. У нас не специально так вышло - глупое совпадение. Кстати, вспомнила, как однажды была в гостях у пары из Уругвая, хозяйка предложила какое-то блюдо, я отказалась, тогда она предупредила, чтобы я не обижалась, что у них в культуре принято предлагать по много-много раз, чем она в общем-то и продолжила заниматься (я, как Трейси, сдалась после третьего))).

      Конечно, это не моё дело вытаскивать Трейси из её кокона, но иногда я задумываюсь, сама ли она создала его вокруг себя, потому что решила, так лучше для неё, или это медиа, голливуд, государство (в случае с Китаем государство), родители, учителя, общество без её ведома решили за неё, там в коконе будет спокойнее и счастливее.

      Удалить
    2. Когда человек выезжает из своей страны именно для работы в другую страну, в его представление о мире неизбежно вторгается много нового, хочет он этого или нет. Одни сильно сопротивляются этому процессу, другие меньше.
      Выходцы из стран с тоталитарным режимом - зрелище печальное.
      Я встречала китайских спецов, приехавших на короткий срок по работе в Америку, которым настолько сильно промыли мозги, что находиться с ними рядом просто не приятно, ибо они ведут себя просто как биологические роботы.
      Другое дело китайские иммигранты. Они поспокойнее относятся к другой культуре и уже имеют право быть самими собой. На серьезную ассаимиляцию легко идет молодежь.
      Но чем человек старше, тем неохотнее он открывается новому.
      Хотя и тут бывают приятные сюрпризы :-)

      Удалить
    3. На обеде то и дело речь заходит за политику, ничего серьёзного, обычный small talk - последние новости, надвигающиеся (в НЗ) выборы, газетные сплетни и пр. Достaётся обычно всем: Новой Зеландии, Австралии, США, ЮАР, Франции, России (само собой!), но только не Китаю. Китайцы про Китай не говорят, отводят глаза, меняют тему разговора, с кухни могут выйти - партия не обсуждается. Печально, по-моему.

      Удалить
  3. Людей вообще сложно растормошить на что-то стоящее, хотя они потом часто не жалеют, а даже счастливы, что всё-таки решились на это. Мне порой самой тяжело заставить себя смотреть какие-либо тяжелые фильмы или начинать читать серьезные книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Однозначно! И мне тяжело, по-другому и не должно быть. Человек ленивое животное, на обычную зарядку себя не раскачаешь, а тут умственный труд. Настоящая литература, кино не могут быть другими, должны заставлять мозги работать, переоценивать, передумывать, подвергать сомнению снова и снова. Ларс фон Триер: "Кино должно быть неудобным — как камешек в ботинке." И то удовольствие, что приходит потом, совсем другого рода, от лёгкого чтива никогда такого удовольствия не будет.

      Удалить
  4. Как раз недавно вспоминала, какие я тяжёлые книги читала в детстве и юности, про войну, про фашизм, в начальной школе - плакала над Королём Матиушем, историей самого Януша Корчака и всё равно перечитывала. И вот сейчас я понимаю, что не готова такое читать, не готова смотреть фильмы про апокалипсис и даже просто фильмы без хеппи-энда. И так столько всего валится в новостях, что хочется в такой розовый пушистый кокон и понадёжнее. Но розового кокона нет, а котики и собачки не спасают, я завидую Трейси, искренне. Может не надо человека из кокона вытаскивать, если он никому вреда не делает и себе тоже? Может, такая блокировка и правда не случайно возникла, а психолога рядом может и не оказаться, если вдруг насильно вытащить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, но ведь в том-то и дело, что нет розового кокона и котики не спасают. Ты права, лично мне, как и всем другим вокруг, Трейси совершенно никакого вреда не делает, и если вдруг однажды кто-то насильно потащит её из её же кокона, то точно не я, но сама жизнь, разве не так?

      У Газданова в "Ночных дорогах" (ощущение, что кому-то здесь этот пример я уже приводила, но не беда) есть персонаж, кто лет до сорока прожил в таком коконе и был счастлив и успешен, пока вдруг (встречи, люди, обстоятельства) не начал задумываться над смыслом жизни и задавать себе один за другим "проклятые" вопросы, и никто ему не мог дать удовлетворительного ответа, и так он всем этим расстроился, что сошёл с ума и повесился. Между тем главный герой-рассказчик рассуждает, что на нормального образованного человека (как он сам) такие вопросы без ответов вдруг изниоткуда не сваливаются, но он привыкает с ними уживаться постепенно с самого детства, из книг, разговоров, наблюдений, так что вместе с ним самим растёт и его тихая меланхолия (мудрость её ещё называют), образуя своего рода иммунитет на случай тяжёлых жизненных ситуаций.

      Удалить
    2. И кстати, фильм, на который все мы так настойчиво посылали нашу Трейси, не такой уж и тяжёлый, как раз с хэппи-эндом. Вопросы поднимает серьёзные, но сам по себе эмоциональный, вдохновляющий, отсюда и слёзы, не от безысходности и обречённости.

      Удалить
  5. Вот а меня получилось уговорить на этот фильм. Заинтересовала.
    Пойду искать. И точно буду плакать, я всегда плачу, чуть что эмоциональное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Урааа!!! Правда хороший фильм, про детей, о роли учителя, и Новая Зеландия какая есть - дома, улицы, лица. Там и юмор тоже, так что и плакать, и смеяться. Вот только не знаю, сложно ли его разыскать будет, фильм этого года, у нас сейчас во всех кинотеатрах - поддерживаем местного производителя :) Может быть чуть попозже просочится и в интернет.

      Удалить
    2. Да, я уже посмотрела, что пока нигде нет. Буду ждать появления.

      Удалить
  6. Как я вовремя прочла, фильм ещё идёт в кинотеатрах, у меня есть шанс попасть. Спасибо!
    Понимать и принимать - разные вещи. Мне близко неприятие "розового кокона". Очень настораживает в умных людях последнее время тенденция быть вежливыми путём молчания, это молчание приобретает какой-то невиданный размер и размах. Так и до безразличия, отстранённости и другого кокона недалеко.

    Маша, очень рекомендую, если вы не видели, посмотреть вот этот фильм, я его 2 раза смотрела и с удовольствием посмотрю ещё при случае:
    http://www.imdb.com/title/tt1560139/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, уверена, что понравится! "Boy" я смотрела, а как же, и тоже не один раз, и тоже с удовольствием пересмотрю при случае. Кстати, мальчик, тот самый boy, как раз герой этого фильма, только здесь он уже подросток, с другими подростковыми проблемами.

      Удалить