11 февраля 2017 г.

Если у вас нету дома

Как я уже писала, по понедельникам наша библиотека показывает кино для бездомных. По средам книжный клуб для бездомных. В пятницу той же компанией читаем вслух и обсуждаем художественные рассказы. Делимся, приобщаемся, узнаем друг друга.

Инициатива пятничных чтений принадлежит Кейт, в чьем лице выступает серьёзная волонтёрская организация практикующая подобные чтения в разных странах. Библиотека задумку поддержала: вот вам место, ресурсы (чай, кофе, печенье) и даже библиотекарь в подмогу, то есть я. По тому же сценарию в женской колонии и доме престарелых. Но там свои помощники. 


Первые пару занятий никому и в голову не пришло спросить откуда я, и по имени меня никто не назвал ни разу. То ли я им не понравилась, то ли стеснялись. Народ не простой. Трое мужчин и женщина за пятьдесят. В мой первый день мужчин было четверо: самый дружелюбный Рей умер от передозировки на рождество. 

Другое дело Кейт, она своя. Грудь и руки в цветных татуировках (восторг и фурор!), беременная четвёртым ребёнком, с одной «деревни», одного возраста, на одной волне. Одни фильмы, шоу, песни, актеры, телепередачи. Она действительно умница. Магистратура по библиотечному делу. Училась у моего Марка. А со мной (инопланетянкой) о чём разговаривать? 

О литературе конечно!

Тим написал стихотворение и просит прочитать. «Я буду долго копать и окажусь в Испании». Почему в Испании? Не в Италии, Франции, Японии? Оказывается, Новая Зеландия с Испанией на одной широте, научный факт! «Таинство появления на свет человека будоражит моё воображение».

На вид Тим самый интеллигентный. Не пропустил ни одного занятия, всегда вовремя. Разговаривает тихо, приятный голос, манеры. Комментарии все по делу. Пишет стихи и музыку, любимая тема музыка. Рассказывает о детстве, у него два брата. Без подробностей. Объяснил мне разницу между Ди минором и Ди мажором. С утра до вечера в библиотеке за компьютером. 

Лицо Тима я запомнила сразу (и навсегда) с тех пор как около года назад наш охранник специально ко мне подошел, показал на Тима, рассказал, как тот вышел из себя, довёл до слёз библиотекаря, попросил быть осторожной, не разговаривать, не смотреть в глаза. Ну это лишнее, Тим всё это время сам со мной не разговаривал и в глаза не смотрел никогда. Он вообще ни с кем в библиотеке не разговаривает, всегда один. А на занятиях разговаривает.

Другое дело Пол. «Hello my Russian friend!!!» на входе на всю библиотеку. Первые пару занятий не замечал меня, пока не спросил в лоб, откуда я. Сколько же радости. Путин, Распутин, Николай Второй и Анастасия. «Это правда что в России люди живут очень бедно и нет пособий по безработице и инвалидности?» 

У Пола запястья в шрамах, его часто уносит от темы и он может говорить бесконечно обо всем на свете, в том числе своей неблагополучной семье, своих попытках самоубийства.

- Мне вот ваще не понравился этот рассказ («Снег» Туве Янссон). Одни описания, где диалоги, где экшн? Ну засыпало их дом снегом, а они и рады. Ну и что?
- А ты на их месте рад бы не был?
- Я? Рад? Да я не выношу закрытые пространства! Я бы дверь снёс, окно снёс.
- А если бы в доме с близким человеком? Вдвоём под снегом, как медведи в берлоге, и никого в целом мире!
- А вот этого не могу сказать. Представить не могу.

12 комментариев:

  1. Интересно, а как выглядит объявление для кино для бездомных или занятия книжного клуба для бездомных, что-то вроде "Movie for homeless" и проч?
    Что-то как-то сильно смахивает на "про людей второго сорта".
    Или у вас придумали нечто более интересное и нейтральное?
    Как люди должны читать такие объявления для себя, мол это для меня интересно, стало быть пойду?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Xa, это была моя первая мысль, когда услышала про такую задумку. В тюрьме, колонии или доме престарелых понятно, но библиотека общественное место. Всё оказалось проще, они общаются между собой и сами приглашают своих же, мы не делаем никаких официальных объявлений. В городе есть специальный центр для бездомных, где можно поесть, помыться, переночевать, в основном все оттуда, новых людей сами же оттуда приводят. А так официально и кино, и книжный клуб для всех, без дресс кода, всем пожалуйста.

      Удалить
  2. Это такая идея хорошая! Но читая про таких интеллигентных и образованных "бездомных" и сравнивая с нашими реалиями, понимаю, что сделать это там, где я живу, допустим, гораздо сложнее. Да и вообще, у нас библиотеки как-то до сих пор не стали настоящими культурными центрами:(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В том-то и дело, что бездомные бездомным рознь. Здесь тоже есть неадекватные, агрессивные, такие сами не придут. Но есть и те, кому интересно, нужно, ведь это общение, чай с печеньками, мы очень по-простому говорим, никаких заумностей. Ну например читаем рассказ про детство, и все сразу вспоминают про своё детство, у кого как. Кто болтливей, кто потише. Кто один раз пришёл и пропал, а кто-то втянулся и ходит. Думаю тоже, мы с Кейт не самые скучные и стрёмные собеседники. Пол когда узнал, что я русская, как же радовался, говорит, всем расскажет, что теперь с ними русская леди, что не знал раньше ни одного русского, и приготовит много-много вопросов про Россию к следующему занятию:))

      Про реалии, вот я вспоминаю своё детство в России, у нас на районе были образованные бомжи, ещё какие! Помню, одного звали "доцент", два высших образования, но спился, жена выгнала из дома, слонялся по подъездам, пока не замёрз зимой на лавочке и умер. Сколько таких историй. От сумы до тюрьмы, как говорят.

      Конечно, никто не приходит к нам в кино или книжный клуб пьяный или под кайфом. Это мои собственные рассуждения и догадки, но я думаю, жизнь большинства людей (в том числе бездомных) взлёты, надежды, планы и... падения. Просыпаешься в понедельник утром и думаешь, ну что я за дерьмо, решаешь начать жизнь с нуля, по-человечески. Приводишь себя в порядок, находишь работу, идёшь в библиотеку, кино, книжный клуб, люди, общение, и вроде потихоньку. А потом бац и снова скатился и опять заново, если сил хватит. У многих так, разве нет? А теперь прибавь к этому одиночество, зависимость, проблемы со здоровьем, финансами, немолодой возраст, плохая наследственность, тараканы в голове, страхи и прочее.

      Удалить
  3. Очень замечательная идея, особенно для тех, кому это действительно нужно. Как говорил знаментитый ёжик (или медвежонок?) Если звезды зажигаются, значит это кому то нужно... Ведь и правда для кого то эти встречи могут стать смыслом всей их невеселой жизни(((

    ОтветитьУдалить
  4. А я могу чем то помочь из России вашим встречам? может тема про Россию, наших знаменитых людях, ну или что то подобное...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. в смысле тоже присоединиться к беседе))) письмом например)))

      Удалить
    2. Елена, спасибо за интерес и участие! Так то мы не обсуждаем Россию специально, но раз я русская, тема сама напрашивается:)) Я подумаю, что можно сделать, и буду иметь вас в виду!

      Удалить
  5. Тема то все равно возникнет)) закономерно, если собеседник иностранец-тема о его родине возникнет обязательно)) (только вот политику я не обсуждаю))

    ОтветитьУдалить
  6. Маша, а тебе первое время не было дискомфортно именно из-за того, что с бездомными работать надо? Или новозеландские бездомные немного другие чем те, которых я себе представляю?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, они по-разному выглядят, есть опрятные, аккуратные, дружелюбные, совсем не скажешь, что бездомные. От некоторых пахнет, ходят босые, взгляд тяжёлый. Я не сильно брезгливая, если можно, стараюсь сесть подальше и нормально. Те, что совсем неадекват к нам не ходят, или придут на один раз и пропали. Это же по желанию всё, не нравится, не приходи.

      Удалить