17 января 2017 г.

Мирела

«Dearest friends,

Mirela here.

Francisc was a Master of Words. I am not.

Francisc was a social media guru. I am not.

Francisc was special. You are all special to us!

If you are eager to browse some books, to read some stories, to participate in a lecture, to listen to some heavy metal music and to write please join Francisc and us…» 

«Yes, I was very proud to organize his send off in an original way! He was different!» 
  
На входе в ритуальный зал девушка с красными волосами раздаёт распечатки с текстом Франсиска о смерти на основе анализа философии Деррида. 

«Никто не может умереть за меня, вместо меня, это я, тот, кто умирает; только в этой ситуации я остаюсь наедине с собой, мир уходит, и я наконец обретаю самого себя».

Играет Рамштайн! По-другому и быть не могло.

Закрытый «новый дом» Франсиска (ведущий отказывается говорить «гроб») в центре зала, вокруг рукописи и книги, цветов мало, Франсиск не хотел цветы.

Справа столик с кисточками и цветными красками, дочки кружатся, разрисовывают стенки гроба, пишут пожелания, оставляют отпечатки своих ладошек. То же самое приглашают сделать всех желающих. 

На стенах зала распечатки комментариев с фейсбука и блога, соболезнования, воспоминания друзей и родных, людей знавших Франсиска.

Большинство собравшихся, включая семью, НЕ в трауре. Здесь и там белые, цветные блузки и платья. Ведущий в светлой рубашке (преподаватель с кафедры, друг семьи) провозглашает не день скорби, но празднования жизни Франсиска. Он же некоторое время спустя играет на гитаре и поёт. 

По очереди друзья, родственники, коллеги, ученики (на всех не хватает сидячих мест) выходят к кафедре делиться историями о Франсиске. Научный руководитель зачитывает отрывок из его научной работы. Его художественные очерки, стихи. Мысли, записи, рассуждения о жизни, смерти, литературе, искусстве.

Видео с фотографиями, рисунками, цитатами и музыкой Франсиска. 


Всё это время Мирела с дочками на полу у гроба. Обнимают друг друга, встают и садятся, двигаются под музыку. Девочки танцуют. Все трое постоянно в движении у всех на виду. 

Это правда: я не видела никого красивее Мирелы. Я ошеломлена её красотой и грацией. Тем, как она держится. Как оглядывается на гостей и улыбается. У неё коротко остриженные волосы и косичка вдоль шеи. 

Девочки не плакали ни разу. Обстановка не располагает плакать. Мирела всхлипывает, закрывает лицо ладонями, младшая дочка убирает ладони, целует маму в лицо, обнимает. Мы все много улыбаемся и смеёмся сквозь слёзы.

Я радуюсь, что всё-таки пришла. Одна с двумя пересадками на двух автобусах. Я постеснялась подойти к Миреле после церемонии, решила, напишу вечером. Она сразу ответила, пригласила в гости.

Я радуюсь, что написала в блог, написала Миреле. Ком с горла ушёл. Мне хочется жить как жил Франсиск, помнить его всегда, и Мирелу.

9 комментариев:

  1. Боже мой, прекрасно, значит с ними всё будет хорошо! Хочу, чтобы после моей смерти было так же. R.I.P.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже так думаю, Таня, всё будет хорошо. Девчонки не пропадут!

      Удалить
  2. смотрела вчера фильм Капитан Фантастик. Там в семье, отказавшейся от цивилизации и жившей в лесу, умерла мама. Шестеро детей. И там тоже были похороны с песнями и стихами на берегу озера. А потом прах спустили в унитаз, по её завещанию. Такое отношение к смерти, как и к жизни... Более лёгкое что ли. Более осмысленное, нежели весь этот тяжелый траур с отвратительными оркестрами.
    Как хорошо, что после человека вон сколько всего осталось. Столько мыслей, над которыми вот я например, сейчас задумалась. В этом определенно есть смысл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С песнями и стихами! Легче и осмысленнее. Со всем согласна, Алёна!

      Удалить
  3. Как трогательно..
    Там, у вас, совсем какой-то другой мир, другое отношение к человеку, более простое, и в то же время внимательное. Мысли философские .., остаются в душе, задуматься заставляют. Маша, ты так проникновенно написала про красоту Мирелы, что аж захотелось увидеть её..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я первый раз на похоронах, не думаю, что здесь всех так хоронят. Франсиск был светским человеком, университетским. Все собравшиеся, не только я, были приятно удивлены и тронуты такой организацией. Она очень подошла его характеру, темпераменту, каким он был человеком. Я и раньше видела Мирелу на фотографиях, обычная женщина среднего роста и телосложения, никогда бы не назвала её особенно красивой. Но её красота в движении, грации, осанке, улыбке, том, как она держалась, просто, достойно, без всего напускного.

      Удалить
    2. Не удержалась посмотрела фотографию, да, обычная и простая, а то о чем ты пишешь нужно видеть и чувствовать.

      Удалить
  4. Удивительная семья. И да, это редкость.
    Мой знакомый, пианист и композитор, умер во время концерта, дирижируя хором. Тоже сердечный приступ, ему было 52. В funeral home во время прощания его друзья все время играли классический джаз.
    На церемонии это безусловно помогает.
    Не могу сказать, насколько это прощание помогло семье смириться быстрее со смертью отца и мужа.
    Но никуда от смерти не денешься. Она приходит нежданно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тяжело. До церемонии я много думала о Франсиске, какой молодой и сколько всего ещё бы сделал, как жалко. Сейчас думаю, он прожил хорошую счастливую жизнь, пусть и короткую, много успел, не каждому так везёт. В этом смысле он куда больше пример для подражания, нежели сожаления. Занимался тем, что любил, человек слова, писатель! Не разменивался, сколько он читал и писал - непрерывно! Делился своими мыслями, знаниями, останется в памяти людей, в текстах, книгах, детях. Его девочки занимаются танцами, во время церемонии кто-то вспоминал, как он смотрел на них и воскликнул: вот чёрт, они танцуют лучше, чем я пишу:)) Я прям почувствовала, как после церемонии мысли о Франсиске меня отпустили, столько хорошего было сказано, так хорошо организовано, я как будто лучше его узнала и поняла. Надеюсь, что другие тоже. Зато теперь не выходит из головы Мирела, как она, как же больно, как принять, отпустить и двигаться дальше, сколько нужно времени. Я понимаю, многие семьи через это рано или поздно проходят, но одно дело многие посторонние семьи, другое, вот она семья, такая молодая, особенная, совсем близко.

      Удалить