Две недели назад я получила письмо от учительницы по литературе из гимназии для мальчиков с приглашением провести урок по антиутопии в одном из её старших классов. Учительница объяснила, что нашла меня и мою магистерскую диссертацию по антиутопии на университетском вебсайте, и что многие её мальчики готовятся поступать в университет и как здорово, если бы я, как представитель из университета, пришла познакомиться с ними.
Я конечно прочитала письмо и пришла в ужас. Я к своим студентам не успеваю нормально подготовиться, а тут ещё школьники. Лишний стресс и нету времени. И почему именно я? Выдохнула, досчитала до десяти, подумала ещё раз. Маша, Маша, в своём ли ты уме? Такой шанс, опыт, практика. Взяла себя в руки, ответила, что приду с удовольствием, и сколько в её классе студентов и сколько длится урок. 27 чудных мальчиков, 55 минут.
На подготовку у меня ушло два полных дня. Первый день делала презентацию и писала скрипт. Второй день репетировала в лекционной. Моя новая соседка по офису, аспирантка из Китая и учительница с 20-летним стажем предложила свою помощь. Послушала меня, дала (действительно) дельные советы, предложила составить мне компанию и подбросить до школы, тем более раз я не вожу, а у неё машина. Спасибо ей огромное!
Первый раз в школьный класс. Долго решала, что же надеть. Не будет ли чёрное платье слишком официальным? Я привыкла к университетским преподавателям в кедах и протёртых джинсах. Но какое счастье, что остановилась всё-таки на платье. Потому что мальчики выглядели примерно вот так:
Учительница встретила на ресепшине. Молодая, стройная, на каблуках, чёрное платье за коленку, уложенные волосы. Как меня представить?
- Мария, а как ещё?
- О, мальчики будут очень рады!
- А как они вас называют?
- Мисс Вилкинсон
Заходим в класс. Все встали:
- Здравствуйте дети.
- Здравствуйте Мисс Вилкинсон (хором)
Меня представили как приглашённого лектора, и я сразу подумала, что меня с кем-то путают. Ну Маша, ну соберись. Я хорошо знала свою тему, два года по ней работала. Я хорошо подготовилась и могла свободно говорить без листочка, без подсказок. У меня были хорошие слайды с провокационными картинками, и много вопросов, и тема интересная. Единственное, чего я боялась, это растеряться, разнервничаться. А тут ещё все эти формальности. Боялась, что будет дрожать голос, что буду быстро говорить, что они меня не поймут.
В этом семестре я веду семинары в университете в четвёртый раз. Я выступала на конференциях не один раз. Я это к тому, что пора бы блин привыкнуть, Маша! Но то семинары и конференции, а это лекция, где все 55 минут всё внимание мне одной. На семинарах я никогда не говорю целый час. Я даю студентам задания, задаю вопросы, подсказываю, подключаюсь к разговору. Моя задача разговорить их, не говорить самой. Выступление на конференции не больше 20 минут.
И всё-таки практические семинары и выступления на конференциях - мой бесценный опыт. Любой опыт - бесценный опыт. Я пять лет назад и я сейчас две разные меня. Я начала с вопросов, я заставила их говорить, работать в парах, обошла класс, похвалила за интересные ответы. И это лучшее, с чего я могла начать свою презентацию. Потому что атмосфера разрядилась и я разрядилась, и голос не дрожал, и остаток занятия всё внимание мне одной.
Кто бы мне сказал, что я могу, что мне по силам. Весь урок я чувствовала себя очень уверенно, я видела, что они меня слушают, что им интересно. Не всем и не все 55 минут, но то человеческий фактор, я понимаю.
После занятия пара мальчишек подошли, сказали спасибо, сказали, что было интересно. Учительница благодарила и сильно извинялась, что дети не знают, кто такие Толстой и Достоевский, извинялась, что не вспомнили новозеландских авторов, что дисциплина хромала в начале урока. Мне было забавно, что она переживает, хорошее ли впечатление класс произвёл на меня, когда единственное, о чём беспокоилась я, понравилась ли я им, не сморозила ли какую-нибудь глупость, всё ли им было понятно. Мальчики показались мне вполне себе умными и дисциплинированными. Хотя Толстого и Достоевского действительно не знают.
Рассказываю коллеге новозеландцу, какие хорошие дети, какая хорошая школа и как мне понравилось. Спрашиваю, в какой школе учился он. Ха-ха, если бы я вела урок в школе, где учился он, подошедшие сказать спасибо мальчики непременно бы утащили из моей сумки кошелёк!
Маша, как интересно! это же бесценный опыт простро! и у меня опять такая гордость за тебя, потому что хоть чуточку, да представляю, чего тебе стоило добиться всего этого)
ОтветитьУдалитья всегда читаю, как ты готовишься и с собой сравниваю) я халтурщица такая)
Ксюша, спасибо, коллега. Скажи, у вас тоже школьная форма и раздельные школы? Здесь очень много раздельных школ для мальчиков и девочек, английская традиция, у меня вызывает некоторое недоумение често говоря.
УдалитьЯ всегда очень много готовлюсь к выступлениям на публику. Иногда серьёзно думаю, что сумасшедшая и нормальные люди так не делают, ведь сколько времени! То что в этот раз уложилась в два дня это прям личный рекорд, хаха. В университете я постоянно бываю на чужих презентациях, лекциях и меня безумно восхищают люди, кто умеет хорошо подавать материал, и очень раздражают скучные несобранные выступающие. Это такое неуважение к публике. Мне самой конечно хочется как лучшие, но я не знаю, можно ли в принципе иначе чем через такую сумасшедшую подготовку. Тем более если мало опыта и неродной язык. Лучше подготовишься, увереннее себя чувствуешь, сама потом собой довольна. А иначе зачем вообще браться.
Маша, нет, я не слышала ни разу, что здесь есть раздельные школы. Форму тоже ни разу не видела, все (и учителя, и ученики) ходят в чем попало.
УдалитьНаверное, если б у меня были презентации, я б тоже готовилась как ты. Я и к урокам много гтовлюсь обычно, что очень злит Каре. Его основной аргумент, что мне за это не платят. И он прав тысячу раз, если учесть, сколько я трачу на дорогу, на подготовку, копии и материалы и сколько я получаю, то я занимаюсь благотворительностью. Я просто не привыкла халтурить и прнимаю тебя, но сейчас уже просто даже физически нет такой роскоши, как времени на тщательную подготовку.
Прекрасно понимаю, Ксюша, когда я чем-то загораюсь, мне плевать и на деньги, и на время. Я много чего делала и делаю бесплатно, ради опыта, потому что интересно, в новинку. Вот только энтузиазм приходит и уходит, на нём одном далеко не уедешь. Нужно чтобы была отдача, в том числе материальная.
УдалитьМаша, очень интересно, прочитала на одном дыхании )). С одной стороны, интересно читать, легко так пишешь, захватывает, а с другой стороны, за этим стоит твой огромный труд/работа. Здорово!Давно ты не писала, я уже думала 'наверное Маша пишет что-то серьезное в рамках своего исследования' ))
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана. Мне самой непривычно, что не пишу. Обычно я тут регулярно. А тут не доходили руки. Но это временно, такой небольшой перерыв:)
УдалитьМаша, поздравляю с новым опытом!
ОтветитьУдалитьМногие артисты, исполнители, ведущие часто говорят в интервью о том, что даже после нескольких десятков лет своей карьеры все равно каждый раз выходят на сцену как впервые. И тоже борются с дрожащим голосом и волнением.
Наверное, важно, чтобы такого опыта было побольше (т.е. уже выработалась привычка), ну и внутренний настрой.
Да, конечно. Мне уже сейчас гораздо легче, чем когда только начинала. Уверенность и профессионализм приходят с опытом и практикой. С ними же уходит энтузиазм, к сожалению.
УдалитьМаша, я даже в какой-то мере прочувствовала твое волнение :) Ты - большая молодец! Я на это смотрю со своей перспективы и скажу, что ты молодец вдвойне!
ОтветитьУдалитьУдивлена, что есть еще раздельные школы.
Таня, спасибо! Здесь раздельные школы любят, наследие чопорной Великобритании. Форму тоже любят, в каждой школе своя. Смешанные школы и без формы тоже есть, обычно они менее престижные, там попроще народ.
УдалитьМаша, было очень интересно прочитать про твой опыт чтения лекции. Представляю, как для тебя это было волнительно. Ты права: семинары и лекции - это две большие разницы. Сама прочувствовала это в прошлом году, когда впервые стала читать лекции большой аудитории (200 человек). А у тебя еще и школьники! Непредсказуемый народ!
ОтветитьУдалитьМеня тоже всегда вдохновляют люди, которые читают лекции от души, заряжают позитивом,умею привести отличные примеры, в нужный момент разрядить обстановку и т.п. Для этого мало одной тренировки, тут нужен внутренний стержень, особый склад характера, любовь к предмету... Помню со студенческих времен, как один преподаватель читал лекции по дерматологии. С какой любовью в голосе он произносил - "герпетиформный дерматит ДЮ-ю-юринга"! Ах...
Но тренировка тоже нужна. Добавляет уверенности в себе. Ты еще и на английском!
Восхищаюсь!
Ты тоже меня вдохновляешь ;)
Спасибо Женя! 200 человек... Стержень, характер, любовь! и тренировка:) Со всем согласна!
УдалитьМария, а школьники что-то по теме лекции читали? Оруэлла или Вонегута? Я не так чтобы совсем в теме. Замятина, что-то мне подскзывает, не читали))))
ОтветитьУдалитьОни как раз прошли «Гаррисон Бержерон» Воннегута, и читали 1984 Оруэлла. Замятина в программе нет, но на то меня и приглашали:) Я говорила про Замятина, Оруэлла, Хаксли, Брэдбери, новозеландского современного автора и Татьяну Толстую.
УдалитьЕсли позволите,добавлю про Толстого-Достоевского. Во-первых, интересно, учительница что из наших классиков читала? Я уже говорила в прошлом комментарии, что ни разу не филолог, и мне простительно, но "Бесов" до сих пор до конца не осилила(((, хотя раз 5 пыталась))). Как этот роман читают, и что в нем понимают иностранцы, я не пойму никогда, наверное. И почему иностранцы не читают Пушкина, пусть прозу, который , ИМХО, более русский и понятный, чем Достоевский?
ОтветитьУдалитьНу и маленькое наблюдение про литературу. У нас в тут недавно гостил немец по обмену. Интеллигентный мальчик, 16 лет, собирается быть учителем в младшей школе или детском саду, изучает педагогику, сам попросил сводить в Собор Василия Блаженного и провел там час!!!!! Не смейтесь, для 16-летнего немца это много. Остальные в это время жарили шашлыки под пивко и были абсолютно довольны жизнью.Понятно, что русских писателей он не знает от слова совсем. Но,поскольку он живет недалеко от Рейна (под Кельном),зацепились про легенды. Лореллея, Гейне.... Я чувствую, что он не понял, думаю, наверное, неправильно произношу. В результате выясняется, что Гейне они не проходили и он его не читал, легенду вспомнил, но не в связи с Гейне.Про Брехта, Манна не знает. Они в школе проходили только Гете ("Фауст") и Шиллера из классики. А Вы говорите Толстой-Достоевский...
Простите за много букв.
Я совершенно не ожидала услышать от новозеландских школьников, что читали Толстого и Достоевского. Русские старшеклассники не читают, а тут другой язык, культура. Но меня удивило, что они даже не слышали про них. Обычно имена знают, старшее поколение точно знает. Я два раза повторила Лев Толстой, Анна Каренина, Война и Мир. Фильмы же есть, адаптации. 27 человек помотали головой (учительница закрыла лицо руками)). Это конечно не вина детей, такая система образования, современный мир. Так-то они вполне себе умные ребята, и знают многое, чего в их возрасте не знали мы (и не знают сейчас русские школьники). Когда спросила, с чем у них ассоциируется Россия, заговорили про протесты и права геев.
Удалить