15 декабря 2010 г.

Океан

Когда я в первый раз увидела океан, мне было 19 лет. Хорошо помню, что прощаясь с ним в то лето, прощалась навсегда, представляя свою судьбу совсем иначе, нежели она затем начала складываться. Удивительно, но тогда я совершенно спокойно допускала, что океана в моей жизни может больше и не случиться, и как ни странно мысли эти меня не сильно печалили. Однако океан случился снова ровно через год. А затем еще через два. Было радостно и приятно, но за живое не трогало. Помню, как год назад, вглядываясь в морскую даль, я делилась со знакомым мексиканцем своими планами и мечтами о счастливом будущем, в котором были дом, лес, поле и речка - эдакий райский деревенский уголок. И когда мексиканец сказал на это, что мечтает о том же, только обязательно на берегу моря, я с энтузиазмом принялась объяснять ему очевидность наших разных представлений об идеальном месте для жизни тем, что выросли мы в разных широтах, и для меня, родившейся на Волге, океан никакой особенной смысловой нагрузки не несет.

 Вернувшись домой, с горечью вспоминала об этих своих мыслях. Смотрела на родное волжское водохранилище, широкое почти как море, и наверное в первый раз грустила о море настоящем. Волга – великая русская река, одна из самых больших. Безусловно, было время, когда она вдохновляла великие умы на великие поступки и произведения. С детства усвоив поговорку, что на великих реках рождаются великие люди, я всегда гордилась теми великими людьми, которые родились в моем городе. Теперь же в веке двадцать первом, когда я, невеликая из невеликих, смотрю на нашу родную матушку-Волгу, у меня возникает лишь жалость. Жалость от того, какая она грязная и убогая, как подло с ней поступают люди, и как она медленно умирает и не родит уж больше достойных людей, а только лишь слабых и ничтожных, себе под стать.

Другое дело океан. Океан сильнее человека. Человек ему не просто не страшен, он для него абсолютно ничтожен. Океан живет своей собственной жизнью, позволяя людям барахтаться где-то с краю, строить корабли, подводные лодки, интересоваться, исследовать, пользоваться, слегка гадить, но всё до известной степени. Стоит человеку чуточку больше возомнить о себе, океан легко поставит его на место. Смоет с лица земли целые города, опрокинет корабли. Потому что он больше, сильнее и могучее, и от осознания этого дух захватывает, и все вдруг кажется ничтожным и неважным в сравнении с его мощью и бескрайностью. Океан – это как судьба, которая довлеет над человеком и ведет человека, позволяя ему между тем выбирать в мелком, например, идти разными дорогами, которые все равно в итоге сольются в один заранее предопределенный путь.  

Мне кажется, что человек, живущий на океане, по определению не может быть великим. И кто знает, родись мой земляк Ленин не на Волге, а на океане, быть может, и революции в нашей стране не произошло бы. Потому что даже самый смелый и закаленный моряк понимает всю бесполезность восстания против стихии, против природы, с которой если не дружить, то честные партнерские отношения сохранять всегда лучше, чем воевать.

Океан успокаивает, усмиряет, показывает тебе свое место. Он заставляет задуматься, если ты беззаботно весел, и прогоняет депрессию, если печален. Живя на океане, привыкаешь к необходимости раз в день, но обязательно выходить к побережью, чтобы сидеть и всматриваться в морскую даль, слушать как вода ударяется о камни, освобождать голову от ненужных мыслей. Я никогда раньше не любила океан, но вот я чувствую, как с каждым днем он становится мне всё роднее. И пусть я так навсегда и останусь для него лишь приемной дочкой, но как нравятся мне эти новые родительские отношения, построенные на уважении и почитании старшего, на мудром покровительстве сильного взрослого по отношению к  ребенку. 

1 комментарий: