8 мая 2012 г.

Кто виноват по-ирански

- У твоего отца болезнь Альцгеймера, он даже не понимает, что ты его сын.
- Но я-то знаю, что он мой отец!

Есть в Новой Зеландии сеть кинотеатров, где показывают хорошее неголливудское кино. Поручиться за каждую картину не смогу, однако моя личная статистика такова, что из пяти просмотренных там за последние полгода фильмов, три единогласно вошли в наш с мужем список любимых и к просмотру обязательных. Последний – тот, о котором хотела бы рассказать сегодня.
Фильм «Развод Надера и Симин» иранского кинорежиссера Асгара Фархади заинтересовал уже давно по нескольким причинам. Во-первых, потому что в прошлом и текущем году завоевал целую кучу наград на разных кинофестивалях мира; во-вторых, я никогда раньше вообще ничего не слышала и не знала об иранском кинематографе, да что там кинематограф, мои представления о стране под названием Иран были крайне туманны; наконец, в-третьих, жанр семейной драмы с набором моральных дилемм был и остается одним из любимых жанров. В итоге, как только фильм появился в местных кинотеатрах, заинтригованные, мы отложили все свои дела, рванув на его просмотр.   
И не пожалели ни разу. С самого начала и до конца сюжет держал в напряжении в лучших традициях хорошего детектива, где новые факты и свидетельства опровергают вину виноватых, ставят под сомнение невинность невиновных, в результате – обрастая деталями и подробностями, простая на первый взгляд история оказывается слишком запутанной, сложной, неоднозначной.
Темы и проблемы, поднятые иранским режиссером, вечные и общечеловеческие, а значит, всем нам одинаково близкие. Однако что представляется особенно интересным, так это процесс и результат соприкосновения с этим хорошо узнаваемым набором «проклятых» вопросов людей отличной от нас культуры, религии, менталитета. Иран, как известно, мусульманская религиозная страна, где женщины ходят с покрытой головой, а клятва на Коране один из способов разрешить трудную ситуацию; где мужчина не может бросить больного престарелого отца, но способен в порыве гнева ударить беременную женщину. И если с точки зрения европейской культуры кажется смешным, что сиделка-домработница из религиозных убеждений отказывается поменять штаны больному восьмидесятилетнему старику, то факт того, что боясь быть наказанной Аллахом, та же женщина не отваживается на ложь пусть и ради спасения собственной семьи, заставляет задуматься. Ведь не будь в ней этого страха, она бы солгала - как мы хорошо помним из Достоевского, всё дозволено, если бога нет.
На протяжении фильма практически каждый из героев, так или иначе, встает перед моральной дилеммой – сказать правду или соврать, поступить по совести или согласно личным интересам. Но так ли легко остаться до конца честным, когда речь идет о собственном благополучии? Да и что, в конце концов, есть правда? Каждую ли человеческую ситуацию можно разложить согласно своду гражданских правил? А религиозных? Вопрос «Кто виноват?» витает в воздухе вплоть до самого финала, который конечно открытый и который не только не дает ответа, но возводит сам вопрос на иной уровень - винить некого, но виноваты все.  

6 комментариев:

  1. Фух, я такие фильмы больше не смотрю - это все-равно что рану бередить, получить напомнание о том ,что жизнь несправедлива и тяжка. А она и так тяжка, поэтому хочется хоть изредка ярких позитивных моментов. Поэтому Голливуд и процветает, поэтому мы красим ногти ярким цветом и кидаем красочные подушки на диван :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хм, я в этом отношении, получается, что мазохист. Бередить раны самое любимое занятие и времяпрепровождение. А Голливуд физически не могу смотреть, даже в компании друзей и от нечего делать. Так и хочется постучать по экрану - эй, вы что там за дураков нас держите, выдавая дешевую наскоро слепленную байку за действительность, посмотрите вокруг, разве в жизни так бывает и тд и тп.

      Удалить
    2. У тебя, наверное, все в равновесии, поэтому можешь и помазохиствовать немного :))) Я, помнится, когда начала читать Грозовой Перевал Бронте, была не в самом лучшем состоянии ментально, и поэтому на странице 50й книгу закрыла и открыла что-то типа "Шопаголика", чтобы окончательно в подавленность не скатиться. Так же и с фильмами - у стольких людей психика ослаблена, чтобы спокойно смотреть тяжелые фильмы. Им полезно мозг выключить навремя, чтобы тот подлечился.

      Удалить
    3. Так это не лечение, а наркотик, морфин - временное забытие, быстрое привыкание, так что после живёшь в каком-то вымышленном упрощенном мире и любое соприкосновение с реальными проблемами становится болезненным. Но есть другой рецепт - небольшими порциями, но регулярно хорошее настоящее кино/литературу. В результате вырабатывается иммунитет, приходит понимание, что жизнь непростая, невеселая и не всегда справедливая, но принять её, какая есть, и продолжать всё-таки нужно, спокойно без истерик и нервных срывов. Должно быть, это и есть мудрость.

      Удалить
  2. Такой чудесный фильм! Я смотрела и не могла оторваться! Спасибо за рецензию, интересно было прочесть твой взгляд на картину ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста. Здорово, что и тебе тоже понравился!

      Удалить