7 сентября 2012 г.

Это капитализм, детка

Говорят, что на западе образование практическое. Так оно по всей видимости и есть, но только не в моём случае. Не знаю, как в других университетах и на других факультетах, но на моём студентов учат думать о главном. По крайней мере стоит такая первозадача. Рассуждать о вещах значительных, серьёзных, а потому для жизни совершенно не пригодных.
Иногда мне бывает страшно от того, что к своему возрасту я совершенно не научилась зарабатывать. Нет, я знаю конечно, что на крайний случай всегда можно пойти убирать комнаты в отеле или прислуживать в ресторане, и мне даже не стыдно, как было когда-то, но ведь это маленькие деньги, да и ума здесь большого не надо. Я же говорю про деньги, которые люди делают из воздуха, сочиняя бизнес-планы, продумывая в голове ходы и выходы. Или деньги, которые приносит востребованная на текущий момент в обществе профессия.
Несколько месяцев назад Пэт попросили из колледжа, где она преподавала. Произошли иммиграционые изменения в системе, количество иностранных студентов сократилось, а следовательно и надобность в учителях тоже. А вчера Дима рассказал, что невысокую административную позицию Роберта собираются убрать за ненадобностью. Оба новозеландцы, обоим за пятьдесят и далеко ещё до пенсии и надо что-то делать, где-то искать новую работу. Конечно, глупо было бы за них переживать, умирать голодной смертью государство никого не оставит, у Пэт есть частные ученики, а Роберт подумывает навестить тетушку в Англии, однако сам факт, что вот так просто можно взять и уволить человека, меня слегка, если не сказать очень, удручает. Сегодня на тебя есть спрос, а завтра нет. Хочешь жить, будь мобильным, хватким, вертлявым. Учись зарабатывать деньги, учись перестраиваться. Это капиталистическое общество. И кому, собственно, какое дело, что его законы тебе лично не по душе и не по вкусу.

P.S. Славой Жижек, философ: Возможно, разочарование в капитализме в посткоммунистических странах не следует сбрасывать со счетов как простой признак «незрелости» ожиданий людей, у которых не было реалистических представлений о капитализме. Когда люди в странах Восточной Европы протестовали против коммунистических режимов, большинство из них не требовали капитализма. Они хотели солидарности и хоть какой-то справедливости; они хотели жить собственной жизнью без государственного контроля; собираться вместе и говорить, о чем им вздумается; они хотели простой, честной и искренней жизни, свободы от примитивной идеологической обработки и удушающе циничного лицемерия. Как отмечали многие ясно мыслящие аналитики, идеалы, которые вдохновляли протестующих, были в значительной степени взяты из самой правящей социалистической идеологии — люди стремились к тому, что можно назвать попросту «социализм с человеческим лицом». Возможно, такой подход заслуживает второго шанса. Полная статья здесь

11 комментариев:

  1. Вот. Вот я тоже не умею делать деньги. Вместе с тем совершенно не знаю, куда приткнуться со своим филологическим образованием и выстраданным красным дипломом. Преподаватели вдруг стали не нужны (как-то так сложилось, что нынче во всех вузах города штаты укомплектованы), в учительство я не пойду по своим причинам, в корректорах тоже никто не нуждается (хотя я считаю, что каждая уважающая себя фирма должна иметь корректора в штате), да даже журналисты особо не требуются...Так что придется "делать деньги" в чем-то другом...и, может, даже получать дополнительное образование.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, знакомая ситуация. Помнишь такую шутку: если нас выпускают, значит это кому-нибудь нужно:) Грустно, чего уж там, но я всё равно не хочу сдаваться, пока есть возможность и нет детей, буду учиться до последнего, а там посмотрим, глядишь, «социализм с человеческим лицом» построят:) Алёна, а о каком дополнительном образовании ты думаешь? Аспирантуру всё равно оставишь?

      Удалить
    2. Ой, Маша...дико хочу в аспирантуру...даже не столько, чтобы степень получить или еще что,тем более на это придется кучу денег потратить, сколько довести до конца дипломную тему. До конца - это, конечно, фигурально выражаясь)В моей голове, пока дома сижу, уже столько мыслей и теорий возникло в связи с темой, что не хочется все это так оставлять, хочется написать все, проверить, да и вообще заново ощутить то состояние удовлетворения от своей работы.
      Но поскольку объективно это никому не нужно, а себя и ребенка обеспечивать надо и самой, то тут два варианта: либо богатый муж, либо менять сферу деятельности на более перспективную. Богатым мужьям такие вумные вряд ли нужны))а вот со сменой сферы...ох тяжело мне придется, чувствую, с моими предпочтениями...

      Удалить
    3. Да, Алёна, я очень тебя понимаю. Богатого мужа желать не буду, но пожелаю богатого и умного, говорят, и такие тоже бывают:)

      Удалить
    4. Спасибо, Маш) проблема лишь в том, что это мне сейчас меньше всего нужно)

      Удалить
  2. Маша, я такая же. Не то что вертеться не могу, а мне даже противна сама мысль подстраивания под нужды рынка. Я бы наверное с голоду померла, если бы моя профессия не оплачивалась. В России она оплачивается нормально, но по сравнению с уровнем забугорным аналогичных позиций мы просто нищеброды. Единственным моим мотиватором является только собственный интерес профессиональный, никак не деньги. Может быть социализм в нашей собственной голове? Ведь и в нашем коммунистическом прошлом были такие капиталюги, что наживались на всём чем только можно и ничего. В общем, моя мысль такова, что ты, пока Маша, в свободном парении. Вот как тебя прибъет к какому-нибудь берегу, тогда и не важно будет как именно корабль называется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Алёна, если люди живут хорошо, то хоть как называй. Главное, чтобы для людей, ведь так? Вот только сама идея капитализма, когда во главе всего деньги и денежные отношения, общество потребления, которому все мало и мало... Думаю, ты сама это почувствуешь, когда поживешь подольше в Америке. Конечно с российскими реалиями и проблемами мало что сравнится, но и у других далеко не все гладко, если пожить да присмотреться. И да, я сейчас ни в коем случае не ругаю НЗ, даже думаю, что здесь куда лучше, чем во многих других странах. Просто мысли под впечатлением историй с Пэт, Робертом и знакомства с Жижеком.

      Удалить
    2. мне самой не терпится ощутить на себе того зверя, что все малюют под названием "общество потребления". Не берусь заранее судить о том, чего не испытала. Я вот не знаю, каким словом назвать то общество, в котором мы сейчас живём, но то, что у него нет человеческого лица - это точно. Но я почему-то себя всегда ощущала вне общества, всегда жила по каким-то своим законам. Ну то есть мне никогда не были близки те ценности, что витали вокруг - ни в моём родном городе, ни здесь, в Москве. У нас какой-то свой мирок, который переезжает вместе с нами куда угодно. Поэтому я как-то совершенно не переживаю, смогу ли ужиться в том или ином социуме. Уживаюсь как-то, потому что мой мирок всегда со мной и только в нём одном мне полностью комфортно.

      Удалить
    3. Алёна, у тебя очень хорошая специальность, плюс художественный талант, это помогает и, уверена, будет и дальше помогать. Мирок это тоже важно и замечательно, но ведь мир этим мирком не заканчивается, в мире есть другие люди, менее удачливые, менее талантливые, к которым общество по каким-либо причинам несправедливо. По-моему, я уже как-то раз приводила в блоге эту цитату Бродского, но уж больно мне нравится, как он сказал: "всегда есть что-то неприятное в том, чтобы быть благополучнее тебе подобных, особенно когда этих подобных миллиарды".

      Удалить
  3. There's a very good article on the career choices in NZ Herald - http://www.nzherald.co.nz/arts-literature/news/article.cfm?c_id=18&objectid=10829277
    it covers each and every point of your post and proves it right that you need/must pander to your own ASPIRATIONS rather than those of the society. Enjoy what you are doing - stay smart and you'll find yourself successful.

    ОтветитьУдалить