2 октября 2013 г.

Как много среди ваших друзей новозеландцев

Почти три года назад перед самым переездом один наш знакомый, только что из Новой Зеландии вернувшийся, поделился, что за год жизни в стране не обзавёлся ни одним другом-новозеландцем. За целый год?? Ни одним-одинешеньким? Ну, если честно, мы решили, что-то не так с нашим знакомым.
А недавно с целью проверить, насколько успешно проходит адаптация приезжих, местная иммиграционная служба устроила опрос, выборочно разослав анкеты, одна из которых дошла и до нас. Вопросы самые разные, в том числе, как много среди ваших друзей новозеландцев.
На кораблях у каждого из нас была целая куча друзей самых разных национальностей. На кораблях ты просто не можешь быть один. Наоборот, ты никогда не один. Каждый день вокруг тебя сотни людей, ты делишь с ними всё: рабочее место, каюту, душевую кабинку, вино вечером в баре, усталость от работы, тоску по дому, наконец, один на всех, вне зависимости от национальности, язык – английский корабельный (не путать с просто английским). Да что язык, кровать и та двухъярусная! Рано или поздно не с одним, так с другим раскрываешься, выговариваешься, завязывается дружба.
Здесь долгое время мы вообще ни с кем не общались. Пару раз обожглись и решили, что нам вполне достаточно друг друга. И действительно было достаточно. Какое-то время.
Потом я ходила на курсы английского и работала в отеле, и вокруг было много ровесников-иностранцев, как правило, таких же как и мы приезжих, лёгких на подъём и жадных до новых знакомств. Плюс всё это время у меня была Пэт, моя лучшая учительница английского и жизни, а у Димы Роберт, коллега по работе, которые самые что ни на есть настоящие новозеландцы и с которыми до сих пор встречаемся за чашкой кофе с периодичностью раз месяца в два. Жаль (?), оба старше на жизнь, а то и две.
А потом я поступила в университет и устроилась на работу к Диме, и то ли мы стали занятее, то ли наше окружение как-то резко повзрослело... На работе оба самые молодые, и, как ни странно, в группе тоже. Ну в этом-то семестре моя учёба в принципе свелась к чтению и писательству в одиночестве, зато в прошлом частенько заглядывали после семинара в какое-нибудь кафе с двумя одногруппницами, американкой и новозеландкой. У первой сын мой ровесник, у второй дочь ровесница первой. А так беседы, конечно, интересные – содержательные, литературоведческие.
Наконец, русские. С самого своего переезда мы то и дело знакомились с русскими, с кем-то (к счастью!) никогда больше не виделись, с редкими другими становились знакомыми и даже друзьями. Русские понятнее, ближе, легче в обращении, многие первые изъявляют желание знакомиться и общаться. К тому же с ними всегда есть, чем заполнить неловкие паузы – у каждого своя, такая похожая на твою и такая личная история иммиграции. Одновременно, общение со своими расхолаживает, зачем вообще англоговорящие друзья, чьи шутки не всегда понятны и темы для разговоров такие другие, когда даже и здесь, вдали от дома, можно организовать свою маленькую родину и жить себе не тужить.
Особенно теперь, когда к нам приехали Оля и Аня. Никого вообще вдруг стало не надо. Закрыть окна и двери, и с вином поближе к камину, чтобы бесконечно говорить и не наговориться, и не бояться быть неприлично откровенным, дурачиться, вспоминать всякие давности и прочее и прочее.
Ну вот как-то так в итоге и выходит. Неожиданно (для нас), но факт. За целых три года. Ни одного единственного друга-новозеландца. А будут ли? А нужно ли?

23 комментария:

  1. Мне кажется хорошо что у вас есть друзья и не важно что они не новозеландцы. Придет время и возможно у вас будет такой друг:)

    ОтветитьУдалить
  2. Маша, тебе предстоит узнать, что с годами, когда все русские знакомые и друзья встанут на ноги и найдут место под солнцем, они постепенно исчезнут и растворятся в своей жизни. Кто-то конечно останется, но это будут единицы, и появятся зеландцы по мере того, как ваша с Димой жизнь начнет наполняться событиями и достижениями в новой стране.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Звучит ободряюще! Я совсем не против русских друзей, но думаю, с точки зрения адаптации не очень, когда только с русскими.

      Удалить
  3. Маша, вы на собственном опыте убедились, что всё с вашим знакомым было в порядке :))). На самом деле всё зависит от человека. Про себя я тоже осознала, что за год (чуть больше) моего проживания здесь, я не обзавелась друзьями-финнами. И это при том, что мой муж финн. Есть лишь знакомые, часть из которых чьи-то жёны и мужья, с которыми общаюсь только когда оказываемся в одной компании, но друзьями их точно не назовёшь. В основном же общаюсь с ребятами из класса, к счастью не только по учёбе :). А вот с соотечественниками немного сложнее - не получается у меня идти с ними на контакт, а точнее не со всеми хочется...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, либо с нашим знакомым всё в порядке, либо и с нами тоже не в порядке:) С русскими у нас не всегда было хорошо, по-разному было, но в целом со своими всё-таки проще и легче, чем с иностранцами. Быстрее видишь и понимаешь, кто и что из себя представляет.

      Удалить
  4. Маша, читаешь мои мысли) сегодня как раз 3 года, как я переехала и у меня тоже нет ни одного друга-финна,да что там друга, даже поверхностных знакомых не наблюдается) я все списывала на менталитет, но, наверное, у всего этого другие причины...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А как же Каре? Твой самый главный друг:) В конце концов, смогла же ты с ним общий язык найти, несмотря ни на какой менталитет. Мне кажется, менталитет - то, что разделяет или объединяет на первых порах, тогда как в основе дружбы всё-таки общие интересы, увлечения или проблемы, которые как правило интернациональны. Вот скажем, с русским программистом я конечно найду общий язык (менталитет!), тогда как с новозеландским программистом (ни менталитета, ни интересов) за редким исключением. Возраст тоже, думаю, играет свою роль. С человеком намного старше отношения всё-таки в большей степени наставнические, чем равноправные. Ну вот как-то так мне видится.

      Удалить
  5. За 4 года в Египте у меня ни одного друга египтянина.
    За 2 года в ОАЭ ни одного эмиратца, за год в Катаре ни одного катарца)) Ни у меня ни у мужа. Так в общей сложности несколько хороших друзей все не местные. Вобще по моему это основная трудность эмигрантов - дружеское общение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вспомнила, кстати, как общались здесь одно время с двумя парнями из Суадовской Аравии, хорошие ребята, но то конечно не дружба - знакомство. Эмигрантам с друзьями сложно без сомнений, вот и не знаешь кого винить - возраст, дурной характер, менталитет, иммиграционную политику страны, сам факт переезда или ещё что.

      Удалить
  6. о, Маша, крайне интересно было почитать твои мысли на эту тему. Я даже не задумывалась как-то. Знаешь, у меня ещё год назад были прямо противоположные мысли. Мне думалось, что мы не сможем даже как-то приятельски общаться с американцами. Лично мне они казались инопланетянами. И вот спустя год я даже могу подвести какие-то итоги на эту тему. Пусть лично я туда набегами, но ведь есть и другие способы общения, тем более что Виталины приятели и в Академии, и из баскетбольной команды прекрасно всё обо мне знают (благодаря ему). И я соответственно про них тоже. И когда мы встречаемся там или там, чувство, что давно уже знакомы. Так вот, за это время ни я ни Виталя даже близко, даже случайно на улицах, не встретили ни одного соотечественника. Зато когда мы идём по Лейквуду, частенько нам бибикают машины и машут рукой американские приятели. Друзьями, конечно, их сложно пока назвать. Всё-таки мало времени ещё. Но мы ходим на концерты, на матчи какие-нибудь, да просто в гости нас приглашают именно американцы. И как по мне, наши беседы мега интересные именно из-за разницы менталитетов. И я вижу неподдельный интерес и у них тоже. Есть у нас и музыканты приятели. Ну с ними вообще слова не нужны )) очень интересные и продвинутые личности. А ещё знаешь, я часто слышу от людей, которые и вроде бы хотят переехать, но почему-то для них одним из главных тормозящих факторов является "у меня же тут друзья". Мне это всегда крайне странно слышать. Нам всегда, где бы мы ни жили, было достаточно общества друг друга, как и ты написала. Мы никогда не стремимся как-то заводить знакомства, само так получается. Но ты знаешь, если человек мне интересен, независимо от национальности, я обязательно ему об этом скажу и мы непременно будем общаться. И вот последнее, о чём я задумываюсь, откуда он вообще ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, могу лишь пожелать тебе продолжать двигаться в том же направлении, мне кажется, это очень клёво, когда так. У нас примерно то же было на корабле, но, как я уже написала, на корабле несколько иной образ жизни, здесь как будто сама концентрация людей меньше, ты можешь с ними вообще не общаться, если не хочешь, а если хочешь, то должен приложить к этому усилия, которые, к сожалению, не всегда увенчиваются успехом.

      Вот, например, не так давно записалась на студенческие дебаты и там познакомилась с местным парнем, кто оказался одним из организаторов и старожилов, тут же меня всем представил, стал приглашать на другие похожие мероприятия, и что же, меня хватило на два с половиной раза. Если со взрослыми новозеландцами ещё нахожу общий язык, то с местной молодёжью ни в какую, не понимаю их сленг, шутки, приколы, фильмы, сериалы, чувствую себя полной дурой, к концу вечера болит голова и челюсть ломит от натянутых улыбок. А однажды попала на их quiz (что-то типа викторины, в барах здесь любят устраивать), так вот я не знала ответа НИ НА ОДИН (из ста или двухста?) вопросов, они же их все как орешки щёлкали.

      Другая трудность в том, чтобы найти себе ровню, тогда как в нашем окружении люди либо старше (на работе), либо (если говорить о студенческих тусовках, вечеринках и клубах) молодые, безбашенные, беспечные, рядом с кем чувствуешь себя слишком серьёзной и жизнью побитой. И вот как ни странно на сегодняшний день ровня легче всего находится среди иммигрантов-соотечественников, кто, не всегда конечно, но часто с похожими интересами, бэкграундом, образованием, наконец, жизненным опытом. И кстати, на улице русских у нас тоже не встретишь. Иммигрантские тусовки нечто вроде подпольной организации, знакомишься с правильным человеком, он тебя приглашает к себе, вводит в круг своих знакомых и так пошло-поехало :)

      Удалить
    2. А вообще, знаешь, не забивай себе всем этим голову :) Эмигрировать или не эмигрировать из-за друзей - полная чушь конечно. Это как в пирамиде Маслоу потребности разных уровней: в основании переезд, резидентство, язык, работа, всё остальное надстраиваешь постепенно, опираясь на уже приобретенное.

      Удалить
    3. Маша, я, знаешь, не учла один момент. Это Виталя, за спиной которого я могу приспокойно не понимать шутки в компании, ведь он мне может объяснить. Или могу у него спросить, как мне объяснить то или это. Если меня забросить одну я бы вообще тупила и вряд ли бы получалось нормальное и непринуждённое общение )) так что, думаю со временем у меня может поменяться ощущение той лёгкости контакта с американцами, как сейчас.

      Удалить
    4. Девочки, интересная дискуссия на злобу дня) В Дубаи полно русских, но до того что бы знакомиться на улицах я еще не докатилась))) Вообще я заметила, что наши эмигранты не очень -то идут на контакт. Все держатся обособленно своими кучками.
      Еслиб мы еще пореже переезжали...)

      Удалить
    5. А Виталя понимает их юмор? Тут ведь дело не в английском, Дима в этом плане меня не лучше. Вот к примеру, выбираем на викторине название своей команде, кто-то предложил "Испанская инквизиция", все ржут ну просто до колик в животе. Я вежливо улыбаюсь в своем углу, парень рядом спрашивает на ушко, знаю ли я что такое испанская инквизиция, нет говорю, не знаю. Ну это же сериал такой, все его знают! Вот я примерно про такие ситуации :)

      Удалить
    6. Люба, прости за вопрос в лоб, но какой национальности у тебя муж? Мне кажется, русской паре легче сойтись с русскими, и не в ущерб никому. Если муж иностранец, получается как в сказке про лисицу и журавля :)

      Удалить
    7. Маша, забавно ))) а я вспомнила ещё одно наше наблюдение. Очень часто, когда Виталя что-то рассказывает из нашей обычной русской жизни, вовсе не шутя, они просто под стол сваливаются от смеха ))) они думают, что это шутки )) вот из последнего: Виталя пришёл в спортзал на баскетбол, а там меняют сетку у кольца. И какое-то время кольцо было без сетки. Он говорит - "ооо, это напоминает мне Россию". Ты не представляешь какой там был фурор, они ещё два часа ржали, как кони. А ведь он имел ввиду всего лишь то, что на нашей баскетбольной площадке у дома сетка для кольца всегда держалась ровно один день, потом её обязательно кто-нибудь тырил. Вот так и играли всегда с голым кольцом. Кстати, ещё много таких подобных моментов вспомнилось )))

      Удалить
  7. Маша, муж египтянин. Но про себя не могу сказать что "разное чувство юмора" вот сейчас размышляю, ничего в голову не приходит. Нам всегда смешно)) За исключением национального юмора который только свои поймут.
    У нас есть и русские пары друзья и арабского происхождения и смешанных, как и сами. Вопрос с кем бы познокомится стоит не зависимо от национальности. По моему с иностранцами даже интереснее)) Все разное можно сравнивать. Главное чтоб люди были интересные, чтоб точки соприкосновения нашлись!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я согласна, Люба. Когда есть точки соприкосновения, а не какие-то случайные люди, то не важна национальность. Я ещё подумала, что мне, например, крайне сложно встретить интересного мне лично человека даже в москве, где русских вокруг миллионы ))) а какова же вероятность тогда найти какого-то интересного русского в другой стране? Вообще стремится к нулю )) мне кажется поэтому сложно контактировать с "нашими" там. Ведь далеко не уедешь, если у вас общего только то, что вы уехали из родины в другую страну.

      Удалить
    2. И я с вами согласна, девочки, сама так всегда считала и продолжаю считать. Но тем не менее факт фактом. Местных друзей нет ни у меня, ни у Ксюши, ни у Любы, ни у Наташи. И это при том, что у девчонок местные мужья, а значит уже больше шансов завязать местные знакомства. Хотя вполне вероятно, времени пока не достаточно прошло, языковой и культурный барьер не до конца преодолён. Ну и наконец, всем известный факт - чем моложе, тем легче сходиться с людьми, чем старше - тем избирательнее.

      Удалить
  8. Пригласите в гости, вообще друзей нет, мало общего, мало доверия, наша враждебность, нет времени, нестандартность ума, маски, куча всего. У меня есть один местный друг, музыкант я его понимаю на 30 процентов и он от меня устает за 30 минут, разное мировозрение, они спят от того что интересно тебе, для тебя скучно чем больны они

    ОтветитьУдалить
  9. А я тут подумала: интересно, это только у русских такое встречается? Или у всех иностранцев-эмигрантов? Моя школьная подруга, которая уехала в Англию сразу после выпуска, очень быстро мимикрировала там. При том, что и с русскоговорящими общалась. Как закончила колледж, так вообще только среди англичан вращалась. Даже на русском сейчас с акцентом говорит. Что печально лично мне.

    ОтветитьУдалить