7 мая 2015 г.

Office hours

Кроме подготовки семинаров, самих семинаров, посещения лекций и проверки работ в мои обязанности младшего преподавателя входит в том числе индивидуальная помощь студентам, кому и когда она нужна. Это значит, один час в неделю я сижу в крохотной комнате с компьютером на два человека и жду, вдруг кто придет. Обычно не приходит никто и я сижу одна в фейсбуке. Ожили и зашевелились совсем недавно, когда объявили результаты теста и настала пора писать эссе. 

Первая пришла девочка с двойкой. Не просто двойкой, но двойкой с минусом, которую лично я скрепя сердце ей нарисовала. Конечно было понятно, что она придет, я заранее боялась выступлений и наездов. Девочка ходит на все семинары, не говорит почти никогда, но ходит, слушает, добросовестно делает и сдает домашнюю работу. Мне трудно сказать, в чем ее проблема: невнимательность, рассеянность, мало практики, немного способностей. В тесте она ответила по чуть-чуть на каждый из вопросов, но напутала, наврала так, что еле на двойку натянула. Невысокого роста, на вид из Индии, английский без акцента, может быть родилась здесь или приехала ребенком. Стеснительной не кажется, наоборот, впечатление что при необходимости постоит за себя. Я посадила ее, вдохнула побольше воздуха и уже приготовилась защищаться, но слабая девочка оказалась умной девочкой и тут же обезоружила меня сказав, что прекрасно понимает: написала плохо, очень плохо, и пришла за советом, как исправиться, чтобы было лучше в следующий раз. Мы хорошо поговорили, не знаю, насколько полезно, но по-доброму, с улыбками и симпатиями. Я просмотрела черновой вариант ее эссе, похвалила выбор темы (про террористов, Айсис!), она сразу оживилась, сказала, это единственная из всех тем, что зацепила, заинтересовала, и она уже нашла много информации (правда много), и надеется написать хорошо. И я тоже надеюсь.

Второй пришла девочка-барби: худенькая модная блондинка с длинными локонами, симпатичным самоуверенным личиком лет восемнадцати. Спросила ее, на кого учится. Бизнес. Конечно, бизнес! Барби получила хорошую оценку за тест: четыре с плюсом, но пришла недовольная, и я ее понимаю, сама получала четыре с плюсом и была недовольная, но оценка действительно хорошая, еще раз просмотрела ее ответы. Все хорошо, все правильно, у тебя нет проблем, просто нужно чуть больше, чуть подробнее, здесь и здесь. Но у нее был только один час! Что можно успеть за один час! Конечно, один час… Я не сказала, но подумала, что некоторые другие успели. Она не сказала, но поняла, что не сказала, но подумала я, и не стала уточнять. Зато активно выступила на следующем семинаре, видно, что пришла подготовленная, решительно настроенная. Умница барби!

Следующим пришел маленький принц. О, как мне повезло на принцев, в каждой группе звезды! И где только таких делают! Умные, любопытные, начитанные, активные. И те, что инженеры, и те, кто гуманитарии. Этот один из них. Я его уже давно заметила и выделила, сначала по домашним работам: в вопросе подчеркивает ключевые слова, отвечает вдумчиво, не по учебнику, как сам понял. Когда опознала в лицо, очень удивилась, оказалось, совсем молоденький, не больше семнадцати, я думала, из тех, кто постарше. Глаза горят, как бенгальские свечи. Когда слушает, горят, когда отвечает, горят. Про тест мы не говорили (пятерка! с плюсом!), но он попросил посмотреть план его эссе. Три столбика, аккуратно подчеркнутые ключевые слова, знакомый ровный почерк. Все у тебя отлично, маленький принц! Просто замечательно! Порассуждали по теме. Похвалила за домашнюю работу, за подчеркнутые ключевые слова. Ему так удобно, и делать домашнее задание ему нравится, можно он продолжит сдавать работы на проверку (нужно всего 10, которые уже сдал). Конечно можно! Да мне одно удовольствие проводить выходные проверяя работы студентов-первокурсников! Спасибо, Мария, спасибо! Пожалуйста, маленький принц, счастья тебе и успехов! 

13 комментариев:

  1. А вот интересно, что приходят на такие семинары обычно только те, кто или очень хорошо или очень плохо учится. А те, что посередине - крайне редко

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, приходят те, кому не все равно, кто хочет лучше, больше. Конечно, к таким сразу хорошо относишься, хочется помочь.

      Удалить
  2. Интересные у тебя студенты, Маша :) Буду ждать следующих героев))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, их так много, есть очень интересные! Вчера в группе оказались вместе четыре парня, все из разных стран: ирландец, американец, новозеландец и китаец. Все четыре сильные хорошие студенты. Они так живо обсуждали, залюбуешься. И тема им попалась удачная: Edmund Burke, ирландский политик. Ну ирландец конечно вещал как соловей;) Новозеландец говорит: вот Burke ругал французскую революцию, а американскую оправдывал. И китаец так серьезно не всем, но лично американцу: почему американскую оправдывал? И американец начал объяснять! Я рядом стояла, чуть в ладоши от радости не захлопала:)

      Удалить
  3. У меня сейчас семинар по японской культуре, вообще не идет никак. Профессор не может из нас ничего выдавить, и как-то тем, которые цепляют, очень мало, как вот вообще оживить семинар?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Японская культура! Звучит интересно, странно, что нет тем, которые цепляют. Я делю студентов на группы, даю задания, разрешаю пользоваться учебниками, сама хожу подключаюсь, если группа слабая и неактивная. Потом каждая группа выходит к доске и рассказывает классу, что они наобсуждали, задаю вопросы, добавляю, стараюсь подключать других. Иногда вяло, иногда живо, по-разному бывает. Есть студенты, из которых слова не вытянешь, я к таким не пристаю, некоторые работают в группах, а на весь класс говорить боятся, особенно те, для кого английский неродной, ну пусть так. В группе (4-5 человек) всегда будет кто-то, кто активнее и лучше готов, такие обычно берут ответственность на себя.

      Вчера просила их самих придумать вопросы. Каждая группа придумывала по 5 вопросов на заданную тему (у всех разные), потом обменивались и отвечали, сначала между собой в группе, потом на весь класс, вроде нормально прошло. Еще я им рассказываю что-нибудь про Россию, когда можно к теме приплести. Делаю презентацию в картинках, выключаю свет, я обычно эмоционально рассказываю и недолго, минут 5-7, они всегда очень внимательно слушают, сразу тишина в классе, многие улыбаются. Вчера проходили французскую революцию, и я сравнила ее с русской: Луи 16 и Николай Второй, Вольтер и Карл Маркс, Наполеон и Ленин. Рассказала, как Ленин посадил русскую интеллигенцию на корабль дураков и отправил в Европу. Вопрос: все революции заканчиваются террором и режимом? Начали за здравие, кончили за упокой. Почему? Революция это хорошо или плохо? Ну это как у меня, можно наверное и с японским что-то придумать, если подумать;) Я сама учусь и пробую.

      Удалить
  4. Приятно читать ваши заметки! :-)
    Вы - молодец!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, можно на ты! Ко мне студенты и те на ты;)

      Удалить
  5. Маша, как интересно. У нас подобных семинаров не было. Хотя, я точно была бы из тех студентов, кто бы молчал )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, прекрасно, значит я могу надеяться, что молчаливым студентам тоже интересно:) Я кстати сама часто отмалчивалась, когда была студентом, особенно на первых курсах, стеснялась, боялась какую-нибудь ерунду ляпнуть, все вокруг казались подозрительно умными, ближе к середине разговорилась.

      Удалить
  6. Зацепило как-то: "И те, ЧТО инженеры, и те, КТО гуманитарии"))))

    Маша, а какая вообще система оценок в НЗ?

    Ещё мне кажется, что вот у таких девочек, как твоя первая, если что-то выходит плохо, значит, им было просто не до того) Я однажды контрольную по письменности и графическим системам написал на тройку с тремя огрооомными минусами)) Я в ней букву "Че" обозвала "Ча"! Мой преподаватель был в шоке и сказал, что вообще от меня такого не ожидал и что, вероятно, на меня что-то нашло))) А у меня на тот момент были большие проблемы на личном фронте, вот просто никуда. Подобное потом случилось с синтаксисом русского языка, это был второй семестр его изучения и после успешного первого (а это ведь самый сложный курс СРЯ!) скатилась во втором. Там тоже было много проблем, и я даже начинала думать о перевод на заочку. Это хорошо, что итоговую контрольную и экзамен сдала на пять))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Xaxa, Алёна, на самом деле у меня случайно так получилось с инженерами и гуманитариями, но я сразу сама заметила, хотела исправить, но решила не исправлять:) Гуманитарии мне ближе конечно, я их лучше понимаю. Ещё у меня комплекс давнишний, мне кажется, технари (и бизнесмены!) не воспринимают меня всерьез, считают, я слишком много говорю, да ещё о всяких высоких материях, о чём они предпочитают молчать, витаю в облаках, занимаюсь чем-то несерьёзным, и приоритеты у меня какие-то чёрти какие. Может они и не думают так ни разу, но я думаю, что думают, и предпочитаю держаться в стороне, такие сложности!

      Про оценки. Здесь проценты и буквы. Самая высокая оценка А+, это 92-100%. Ну и так по убывающей, А, А-, В+. С- это ещё зачёт, а вот D+, D- или D уже незачёт. Сначала оцениваешь в процентах, ну например, за содержание максимум 50%, за оформление 10%, за структуру, логику 20%, оригинальность 5% и тд. Потом складываешь все эти проценты и переводишь на буквы. В общем, совсем не как у нас было:) Я когда пишу пост, перевожу на русские пятёрки и двойки, чтоб понятно и не вдаваться в подробности, не всем интересно.

      Про девочку, может быть, всякое бывает, вполне возможно я не всё знаю, я сама себя прекрасно помню студенткой, свои ляпы помню, тоже не всегда и всё гладко получалось.

      Удалить
    2. Это, Маша, по Фрейду была описка, по Фрейду))) У меня брат - чистый технарь, я сталкиваюсь постоянно с разными взглядами. И сказала бы так: просто у каждого свой склад ума и каждому нравится, что он у него такой) Есть вещи, о которых не думаю я вообще, есть вещи - о которых не думает он, вот просто мысли не возникает об этом. Это прекрасно.

      Удалить