25 августа 2015 г.

She was Russian

У меня хорошая память на преподавателей, особенно хороших преподавателей, я многих помню, что и как рассказывали, какие делали замечания, задавали вопросы. Некоторые такие вопросы остаются с тобой на всю жизнь, ты никогда раньше ничего подобного не слышал и не думал, а теперь думаешь, читаешь, смотришь, опять думаешь. Формируется мировоззрение, вот как серьёзно. 


Когда я представляю, что кто-то (а вдруг!) из моих собственных студентов меня запомнит, у кого-то вот так же отложится в голове да хотя бы один-единственный из моих комментариев, мне хочется прыгать и визжать от радости.


Почти три месяца назад я отвела последний в своём первом семестре семинар. В конце семинара студенты заполнили анонимные анкеты, которые мне показали и оставили на память только сейчас (и чего три месяца с ними делали даже не представляю). В России не помню, чтобы такое практиковалось, а здесь обязательно: преподаватели оценивают студентов, студенты преподавателей. Вот где возможность отыграться! 

Я боялась нескольких вещей. Во-первых, комментариев по поводу моего английского. Во-вторых, знаний. Есть очень крутые студенты, на А+, я сама никогда такой не была (показываю фотографию Гарри Каспарова, кто это? Сергей Лавров! Господи, откуда ты вообще знаешь Лаврова!) Наконец, боялась, что вежливым воспитанным новозеландцам может не слишком нравиться моя на русский лад эмоциональность, когда размахиваешь руками или рассказываешь взахлёб, у меня бывает. 


Но ничего такого никто не написал. Пара замечаний, которые были, от тихих студентов, кому не хватало внимания или не давали высказаться “выскочки” и “умники”. Вот как, я же наоборот тихонь лишний раз не трогала, пусть молчат раз молчат. Буду знать.


В остальном сплошные приятности. В одной из групп аплодировали! В общей сложности пять (!) человек лично подошли и лично поблагодарили. Трое поинтересовались, не будет ли курса по русской истории. С двумя осталaсь после занятия, они спрашивали, ну я и рассказала про себя (меня только спроси…), они про себя. 

Когда я была студенткой, думала, преподаватели меня не помнят и не знают, а если знают, то быстро забудут. Ну сколько таких как я. В каждом классе, каждом семестре, из года в год. Это неправда. Я помню очень хорошо и очень многих своих студентов, имена, лица, что, как и когда говорили. Я не представляю, как можно забыть.


Как так можно забыть студента, кто в ответ на мою картинку на экране подскочил со стула: “Это же Достоевский!!! И эта книга, это очень хорошая книга. Большая, как все русские книги. Её конечно нужно прочитать. Там главный герой, студент с юридического…” И я видела, как некоторые другие сделали себе пометки.


29 комментариев:

  1. Какая прекрасная традиция в вашем универе! Ведь без конструктивной критики прогресс личности идет значительно медленней. И сколько счастья доставляет читать и перечитывать такие позитивные отзывы!
    Поздравляю от души, Маша!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! В американских вузах разве не то же самое? Мне кажется, к нам оттуда и пришло. Я помню, читала у Татьяны Толстой о её опыте преподавания в Америке в 90ых. Так она была скорее скептичеки настроена: если студентам скучно или они не считают контент важным и полезным, курс могут и закрыть после таких отзывов, а преподавателя на улицу. Клиент всегда прав! Кто платит, тот знает лучше. Спорный момент.

      Удалить
  2. Мария, чувствуется, что в России вы давно не были, Возможно, даже потеряли какие-то контакты, ведь иначе у вас была бы более полная информация о том, "как там у них, в этой России". Мониторят сейчас и учителей, и администрации школ, и школьные сайты на предмет наличия нужной и интересной информации. Все направлено на достижение лучшего результата. Взяв в прошлом году 5-й класс, как классный руководитель, я даже не знала, что "моих" детей регулярно опрашивает психолог на предмет наших взаимоотношений, адаптации к школе среднего звена, моральному комфорту ребенка... Я спросила, а почему меня не поставили в известность, так мне ответили: "Если бы у тебя с детьми были проблемы, то тебе бы сказали, но раз их НЕТ, то зачем отвлекать человека - ты делаешь свою работу, мы - свою!" Примерно так.

    Кстати, что касается стереотипных мнений о стране, из разряда мишка-ушанка-матрешка, то недавно, взглянув в городе X на сувенирную продукцию для иностранцев, я увидела примерно следующее - мишка-ушанка-матрешка... Чего же мы хотим, если сами стереотип поддерживаем?

    Рада, что ваша карьера складывается, не все отзывы прочитала, но, кажется, что складывается неплохо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не была в России почти пять лет, универ закончила в 2009 году, в школе никогда не работала. Да я и не говорю, что знаю, говорю, что не помню. Если кто сейчас учится или работает в универе, напишите, есть ли что-то такое. Когда я училась, были доски с мелом и пузатые телевизоры вместо прожекторов. Я в Самаре училась, в государственном университете (если что).

      Удалить
    2. Маша, специально опросила пять человек вокруг меня в данный момент, кто закончил универ два месяца назад. Один в Благовещенске, остальные в ведущем московском вузе. Ни у кого подобных мониторингов не проводили даже близко. К сожалению, в преподавателях на кафедрах остаются в большинстве случаев здесь в России те, кто не нашёл больше другую работу. Старое поколение уходит, остаются не очень преданные и вдохновлённые люди. И это очень и очень жаль. Потому что эта профессия должна быть топовая. А не как у нас.

      Удалить
    3. В Новосибирском Государственном Педагогическом Университете тоже не мониторили. Никогда. В Германии (University of Bonn) мониторят по каждому предмету. Заполняем в конце семестра стандартные бланки, но ходит слух, что комментарии игнорируются, они только крестики зачитывают.

      Удалить
    4. У нас если заполняешь онлайн, то в отчёте и комментарии тоже. Если в бумажном формате, в отчёт действительно идут только крестики (кто ж это всё будет набирать!), комментарии к сведению преподавателя.

      Удалить
  3. Ох как это приятно!!! Даже мне)))) Поздравляю, пусть так же и дальше!!
    Маша, и как ты эти каляки разбирала?) Если целая стопка работ, это ж глаза сломать можно!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх, Люба, они мне эти каляки каждую неделю приносили (домашняя работа), в начале семестра тест писали в классе, в конце экзамен, так что я хорошо натренировалась! Спасибо!

      Удалить
    2. А вот в США каляки уже не приносят даже в 😄middle school - это я про Нью Джерси и прочие восточные штаты, если что. В школах дети делают дом задание и публикуют его онлайн на свой школьный account, который соединен с учительским. Учителя пишут там же свои замечания, ученики задают вопросы. На уроке же обсуждается тема урока, не тратят время на дом работу. Учитель имеет свои консультационные часы, когда можно спрашивать лично все вопросы.
      Это схема взаимодействия преподавателя и студента сохраняется и в колледжах.
      Препа можно выкинуть за плохие отзывы от студентов. Однако это касается только тех, у кого нет tenure position в колледже или в обычной школе. Тех практически не возможно уволить.
      Сейчас открываются новый тип школ, где нет tenure, чтобы избавляться от плохих препов. Однако в вузах пока все по старинке

      Удалить
    3. С одной стороны, очень хороший подход. С другой же, полезно иногда узнать какое решение/подход к вопросу нашел другой ученик/студент.

      Удалить
    4. И у нас такое есть, некоторые школы покруче универов с точки зрения технологий и пр. Но пока наверное переходный этап, новое сосуществует со старым, преподаватель курса сам выбирает как ему удобнее. С Анной у меня никаких больше каляк, а Марк по старинке, как привык. Пока сама училась, у меня был курс, где писали и в твиттер, и в блог, преподаватель там же проверял, другие студенты комментировали.

      Удалить
  4. Маш, думаю, столбик гордости за себя любимую у тебя вырос неимоверно. Я бы наверное расплакалась, прочитав столько хороших слов в свой адрес :) Поздравляю!
    Кстати, почерки у студентов... кхм... медицинские))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, очень приятно, не каждый день такие комлименты, наслаждаюсь моментом!

      Удалить
  5. Ух, Маша, горжусь тобой! такие все отзывы приятные и написаны не так, что лишь бы отвязаться) за это я и люблю нашу работу - греет очень мысль, что ты можешь и правда оказаться для кого-то важным, сам того не зная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Учитель хорошая профессия, особенно если преподавать то, что сама любишь. Не думаю, что в этом семестре мне напишут что-то такое. Я здорово выезжала за счёт России, ну от кого они ещё узнают. Сейчас сложнее найти чем козырнуть. Правлю их грамматику, сама же тот ещё грамoтей:)

      Удалить
    2. Самый лучший способ что-то выучить -это начать преподавать то, что сам не знаешь

      Удалить
    3. Тем себя и успокаиваю:)

      Удалить
  6. Masha, wonderful feedback, well done!!!!! Sooooo proud of you!

    ОтветитьУдалить
  7. Маша, я так понимаю, что в графиках на последней фото почти везде сто или около того процентов - это очень круто, да? ))) просто прекрасно, если и так тут было интересно читать, то представляю, как это воспринималось, когда ты ещё и руками махала с искрами из глаз )))
    очередной повод для гордости, Машааа! умница!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алён, может и нехорошо так откровенно хвастаться, но я подумала, не каждый день такие радости и приятности, почему бы и не погордиться. Синие столбики на графикe это SA (strongly agree) и А (agree), я думаю, что круто, да, но я не знаю, как у других, секретная информация! Здесь если студентам что-то не нравится, молчать вряд ли будут. Образование платное и недешевое, особенно для иностранных студентов.

      Удалить
    2. очень даже хорошо так откровенно хвастаться, даже не хвастаться, а радоваться и нам давать повод тоже порадоваться за тебя. Так что почаще -почаще.

      Удалить
  8. Почерк у некоторых действительно адский.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почерк ладно, какие они перлы выдают! По десять раз бывает перечитываю, ни фига не могу понять. Особенно на этом курсе, где грамматику тоже надо править. Что не носители языка, что носители. Некоторые как говорят, так прям и пишут. Кстати, из смешного за прошлый курс:

      Peter the Great was the Emperor of the Soviet Union.

      - Name three of Europe's 20th century dictatorships.
      - Stalin, Putin and Hitler spring to mind.

      Удалить
    2. Taки про диктаторов я согласна :-))

      Удалить
    3. и у меня рука не поднялась зачеркнуть, только век подправила:)

      Удалить
  9. Божежтымой, даже не верится, что я когда-то читала подобные каляки-маляки без труда. Прочла и эти, но тужилась страшно!
    Молодец, Маша, мо-ло-дец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох да, в этом семестре без тестов в классе, домашние эссе, но впереди письменный двухчасовой экзамен, так что семьдесят таких вот художеств от руки ждут меня;)

      Удалить