4 августа 2015 г.

Bliss

"They have met in the club and she had fallen in love with her, as she always did fall in love with beautiful women who had something strange about them." ("Bliss", Katherine Mansfield)

Рассказ начинается с того, что молодая женщина идёт, нет, бежит, нет, летит по улице, ступенькам, вдоль дороги, мимо клумб с цветами. Какое-то особенное возбуждение, беспричинное счастье, радость (bliss!) переполняют её. Да и отчего же, почему бы и не быть счастливой? Стыдно, стыдно быть несчастливым! 30 лет, прекрасные отношения с мужем, малыш, достаток, большой красивый дом, красивый сад, умные талантливые друзья с похожими интересами. Но именно сегодня счастье какое-то особенное (не к добру?), именно сегодня хочется улыбаться, смеяться без причины, нюхать цветы, танцевать, танцевать, танцевать. A вечером будут гости. В том числе молодая загадочная женщина, с кем недавно познакомилась, в ком что-то такое интересное и притягательное, что героиня пока не может себе объяснить, какая-то внутренняя связь, отчего это? Вечером она знакомит новую подругу с мужем, муж настроен скорее скептически (такой он скептик), а чуть позже выяснится, что эта самая женщина его любовница. Что теперь, что теперь будет? На этом рассказ замечательной новозеландской писательницы Кэтрин Мэнсфилд, так сильно меня вдруг тронувший, заканчивается.

Чего и следовало ожидать! Если кто не знаком, Кэтрин Мэнсфилд не самый весёлый и жизнеутверждающий автор. Подружка Вирджинии Вулф и Лоуренса, поклонница нашего Чехова, мастер короткого рассказа, модернистка, феминистка. В девятнадцать лет она уезжает из Новой Зеландии навсегда, скитается по Европе, выходит замуж за случайного встречного, не самого умного и красивого и даже не богатого, чтобы на следующий день после свадьбы сбежать и не вернуться. Новозеландские родители, отчаявшиеся вразумить, лишают наследства. Теряет ребёнка, так и не родившегося, через несколько лет младшего брата, солдата первой мировой войны. Второй раз замужем за английским писателем: то сходятся, то расходятся, живут в разных странах, такие отношения, непостоянные, свободные, много поклонников у обоих. Умирает от туберкулёза в 34 года. Не написала ни одного романа, но много много рассказов и новелл. Много про семью, хорошую счастливую среднестатистическую семью, где, чуть копнёшь, один несчастнее другого, и все живут какую-то не свою, чужую ненастоящую жизнь (наш Чехов!).

Katherine Mansfield (1888-1923)
с мужем, John Murry
Рассказ про молодую и счастливую женщину как только не интерпретировали. Но одна интерпретация мне понравилась больше других. Может оттого что о ней рассказала за обедом (так просто, так обыденно) Трейси, написавшая (тоже у Алекса!) целую докторскую по Мэнсфилд с целой главой об этом рассказе. Или оттого что в этой интерпретации всё-таки есть надежда (на счастье!), в сумасбродстве есть надежда, в заурядности - никакой. 

Так вот согласно Трейси (с Алексом), героиня не счастлива (как думает), но несчастна в семейной жизни. Материнство не приносит должного удовлетворения (эпизод с ребёнком и нянечкой, пока мама любуется и умиляется, несколько наигранно, со стороны), равно как и супружеская жизнь (вдруг оказывается, что в тот самый роковой вечер в первый раз в жизни она чувствует физическое влечение к мужу (или кому-то ещё?), а раньше как-то нет). Ну что же, может быть, всё может быть. Но почему, но откуда тогда это особенное возбуждение, беспричинное счастье, радость, bliss? А что если причина та самая загадочная любовница мужа? А что если муж не центр вселенной и вовсе не имеет прямого отношения к непонятной (какой-такой?) внутренней связи между любовницей и обманутой женой? Вот такой рассказ начала 20 века, такая жизнь, такая загадочная женская душа, такая Кэтрин Мэнсфилд (одинаково, кстати, любившая и мужчин и женщин).

Думаете, похоже на правду?

7 комментариев:

  1. В жизни чего только не бывает! Почему бы и не правда?! для обретения счастья люди часто метаются из стороны в сторону пытаясь понять, что именно им нужно, вполне себе может быть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, кому не хочется быть счастливым! Вопрос в том, что мешает, когда мешает, и не обманываем ли сами себя.

      Удалить
  2. Конечно, так и есть))) Я сразу подумала именно в этом русле (упс!) :-)
    Ох уж эти творческие люди. Бедняжка по жизни... Но, как говорится, сама виновата...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну может быть это ещё и потому что пересказ мой! Хотелось создать интригу, но не скрыться от прозорливого читателя;) У Мэнсфилд точно лучше получилось, моё самое первое впечатление: наивная дурoчка, придумала себе счастье, а его нет (как у Ибсена в "Кукольном доме") Тем не менее вариант с женщиной куда лучше вписывается в рассказ и все его детали.

      Мэнсфилд бедняжка с одной стороны, с другой, можно долго завидовать и восхищаться тому, как жила свою жизнь и никого не слушала, сама выбирала и делала что хотела и плевала на "как принято", "как другие". Столько воли и характера у такой хрупкой молодой женщины-иностранки да ещё начала 20 века. Биографии о ней (её письма) очень интересные.

      Удалить
    2. Да, 100 лет назад такая позиция была необычной.. Благодаря таким, как Мэнсфилд, мы (современные женщины) такие какие есть))))

      Удалить
  3. В начале 20 века всё могло быть. Там же перелом времён, сознания везде, по всему миру.Новые горизонты, новые мысли, веяния.

    Маша, а мне нравятся твои новые заметки про "исторических" новозеландцев. Крайне интересно, познавательно, особенно в твоей манере письма)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алён, я сейчас 'начитываю' для диссертации, Алекс сказал ничего пока не писать, но читать, читать, чтобы сложился бэкграунд, общая картинка. Вот меня и тянет временами поделиться (нельзя же только копить!), причём на английском не тянет, а на русском хочется и именно в такой полусерьёзной, неакадемической манере;)

      Удалить