26 марта 2016 г.

Сприн

Сприн делает PhD по английской литературе в университете Окленда. Её мама не умеет читать и писать. В современном Китае школьное образование не обязательное. Особенно в провинции много неграмотных людей. Сприн рассказывает про своё деревенское детство. Сестра сильно болела, всё внимание сестре. Родители работали, чтобы дети учились. Я так и не поняла, сколько у неё братьев и сестёр, говорит, много, спрашиваю, сколько, повторяет, много, говорит, что семья бедная. За каждого следующего ребенка родители давали взятку чиновникам - официально в Китае можно иметь только одного. Но деревенские семьи продолжают рожать. Зачем? Чтобы было, кому помогать, и обеспечить себе старость. В Китае нет государственной пенсии. Содержат дети. 

Сприн хорошо говорит про родителей, благодарна, что её отдали в школу. Нe всем девочкам так везёт. Мальчикам легче. Рассказывает, что в одном с ней классе училось 80 детей. Что она была прилежной ученицей, и учительница отрекомендовала её в университет. Исполнилась мечта - уехать в город, в деревне ужасно, всегда хотела уехать. Первые два университетских года особенно тяжёлые, плохо говорила на китайском, дома говорили на диалекте. Жила в общежитии, подрабатывала, не хватало денег. Но степень бакалавра получила. Оценки хорошие, преподаватель посоветовала магистратуру. После магистратуры рассылала резюме на работу и PhD, куда получится. Получилось в университет Окленда. Китай оплатил образование, дорогу, проживание.

Первый опыт за границей. Приехала в 26. Особенно на фоне студентов из Европы и местных студентов, не самый яркий академик. Не читала и не слышала про много книг, авторов, понятий (ну как в общем-то и я). Не родной (тем не менее хороший) английский. Боится говорить на публику, боится делать ошибки, неуверенная в себе, скромная. Я не заметила в ней какую-то особенную тягу к знаниям, ну там любовь к литературе, искусству, науке. Но возможно это на фоне остальных студентов. Есть такие яркие, талантливые. 

Сама про себя говорит, что скучная, что не хватает энергии, устаёт, хочется побыть одной. Вот недавно первый раз была в театре. Не первый раз в Окленде, первый раз в жизни! Но она трудолюбивая и открытая. Новая информация не отскакивает от неё, она как-то по-своему укладывается. Она старается. Она старается каждый день шесть дней в неделю третий год подряд. И она хороший человек, добрый к людям, отзывчивый, мягкий. 

В университете её любят. В том числе преподаватели, заглядывают в офис спросить, как дела. Она не отталкивает, располагает к себе. Я писала про своего соседа-киви по офису, кто выключил свет и закрыл на ключ дверь, когда уходил, неважно что я в офисе. Когда переехала в офис к Сприн: Maria, it is so nice to have you with us. Мягким дружелюбным голосом. Она позвала меня на ланч, она представила меня всем остальным студентам с кафедры.

Когда она сидит за своим столом с горами книг, статей, распечаток, с мягкой игрушкой на коленках, распущенными длинными волосами, прямой спиной, я обожаю на неё смотреть. Чем дольше я её знаю, тем красивей она мне кажется. Такая грациозная. Бесшумная. Вся в себе. Она одного со мной роста, это значит, очень высокая, особенно для азиатки. Она из тех закомплексованных несуразных девочек-переростков, кто потом вырастает в стройных статных женщин. У неё тонкая кость, длинные руки, стройные худые ноги, тонкая талия. Она любит ходить по магазинам, хорошо одеваться, юбки, свитера, широкие рубашки, мягкие тона, ничего яркого, броского. Не красится, ничего лишнего.   

Ходит на йогу, бегает в парке, покупает себе шоколад. Она совсем не пьёт алкоголь, не любит вечеринки, громкую музыку, но за компанию всегда пойдет, посидит, помолчит. На выходные улетела в Веллингтон, вернётся во вторник. Наверное поэтому я про неё пишу - соскучилась. Она прекрасная образованная молодая девушка. Говорит, несмотря на все трудности (PhD по английской литературе это вам не!) понимает, такого как сейчас времени в её жизни больше не будет. Ей достаточно денег, не дёргают родные, нравится быть одной, жить одной. Она говорит, что вернётся в Китай, будет помогать родителям, выйдет замуж. Так-то она вполне традиционных взглядов и ценностей, родители, семья, но вот например говорит, что смогла бы без детей, что дети не главное. Замуж хочет, хочет рядом мужчину, поддержку, друга.

8 комментариев:

  1. Только что прочла очередной пост Варламова про Китай, непонятная для меня страна, хотелось бы побывать. Дядя мой лет 5-6 назад был в Шанхае, понравилось, но говорил - шаг в сторону, разруха и нищета, не знаю правда или нет.
    Красивое описание девушки, Маш, мне она тоже очень понравилась по твоим словам! Верю, что после получения образования ей удастся удачно устроиться в жизни!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Со слов Сприн у меня такое же впечатление сложилось. Ну например она рассказывала, как водила свою 80-летнюю бабушку в больницу. У бабушки разболелся живот, не понятно, что с ней. У входа в кабинет гигантская очередь, сесть некуда, никто не уступит, все сами такие же больные, дети, старики. И вот два часа в ожидании доктора школьница Сприн держала на себе больную бабушку, которая еле на ногах стояла. Никто не жалуется. А какой смысл жаловаться, терпишь, ждёшь. Осмотр доктора 10 минут. Опять же всё за деньги, всё на взятках.

      Удалить
    2. Ну это она так рассказывает, а сама любит Китай, говорит, что гордится, великая страна, прямую трансляцию парада смотрела, нам всем показывала. Говорит, рада что родилась в Китае, не Индии, в Индии ещё хуже.

      Удалить
  2. правда, что Китай - страна контрастов в самом прямом смысле. Не считая крупных городов, на остальной территории по нашим меркам беднота и разруха. Даже порой не верится, что люди так могут жить. Не смотря на это китайцы невероятные трудяги. Вот как Сприн. Не смотря ни на что, смогла свою жизнь построить иначе. Думаю, в Китае у неё будет совсем другое будущее, нежели у ее родителей была жизнь. Опять же потому что мало по-настоящему образованных людей, да ещё и с заграничным PhD.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот я ещё думаю, я здесь много китайцев встречала и встречаю и ни с кем у меня не было неприятного опыта. Бывают что хамоватые (как русские), громкие, говорят в лоб не думая, наивные в отношении политики и тд, но в целом мне с ними легче чем например со многими европейцами. Проще, дружелюбнее, лицемерия и высокомерия меньше, совершенно не злые, не агрессивные. Мне часто напоминают русских. Но русские бывают злые и агрессивные.

      Удалить
    2. да, согласна абсолютно. Я тоже, прожив с ними бок о бок двадцать лет своей жизни ничего плохого сказать не могу. Да, бывают индивиды. Но в целом, улыбчивые, не злобивые, даже наивные где-то. Любят всё лучшее сразу выставить перед гостями. То есть могут тебе устроить банкет на неделю, а при этом живут в землянках каких-нибудь. Или сколько раз видела, на крутой тачке подъезжает тип и идёт домой в реальный сарай.

      Удалить
  3. Маша, было так интересно почитать описание Сприн. Мне она понравилась :)
    С азиатами я ни разу не общалась, интересно читать, описание реальных людей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, что понравилась, мне тоже нравится, она отличная соседка по кабинету, негромкая, спокойная, разговор всегда поддержит. Мне очень повезло:)

      Удалить