Унылое и скучное занятие достойное разве что домохозяйки с нездоровым чувством любопытства - отыскивать в интернет-сетях случайных людей из прошлого, которых знал, а быть может всего лишь видел пару раз и о которых и не вспомнил бы никогда, если б не случайная фотография, случайное воспоминание, случайно запомнившееся сочетание букв в фамилии.
И вот постепенно из фотографий, заметок, статусов, желаний выстраивается эдакий коллаж этих случайных людей, их жен, мужей, детей, родителей, друзей и коллег по работе. Все они кажутся такими похожими, их легко объединять в группы, делить на подгруппы, легко представить, исходя из одной только, быть может, не самой удачной фотографии, как и чем они живут, что их волнует, а что не волнует совершенно. Одни из них изменились и разочаровали, другие, изменившись, обрадовали, третьи не изменились и этим удивили. Многие сделались похожими на своих родителей, а их дети стали похожи на них самих. Так меняется поколение, но не меняется человек.
Помню, преподавательница философии, объясняя суть взглядов Владимира Соловьева, шокировала меня, наивную и невинную в своих познаниях, фразой: "Но не для того же родится человек, чтобы родить себе подобного!" Как же не для того? А мне так со школы еще нравилась по-своему интерпретированная теория горьковского Луки о том, что человек живет для лучшего человека! И как она всегда хорошо увязывалась с родительскими рассуждениями о том, что они живут для нас, а мы для своих детей жить будем. А как же иначе?
Иначе живут иные люди. Иной человек родится и живет для того, чтобы приблизиться - насколько в силу его личного таланта и одаренности для него возможно - к тому, что называют истиной и что более тонко чувствующие художники-поэты-музыканты пытаются передать своим творчеством. Владимир Соловьев видел путь к истине через любовь. Достоевский - через страдания. Быть может, есть и другие пути. Быть может, любые дороги дороги. Но я почти уверена, что дорога обывателя, дорога конформиста, широкая, протоптанная миллионами одинаковых сапог и, пожалуй, местами заасфальтированная, эта дорога ведет в тупик.
Возможно, я теряю время даром, возможно, я отстаю от сверстников в своей неопределенности, но идти заведомо ложным путем по-прежнему не хочу. Пусть умные и проницательные учатся на ошибках других, я буду набивать собственные шишки. Не хочу жить так, как жили и всегда будут жить моя родня и соседи, и как уже начали жить многие из моих одноклассников и одногруппников, эти десятки случайных, похожих друг на друга людей. Я не претендую на уникальность и уж тем более гениальность, просто ценю то, что мне дано, и не хочу размениваться на вещи, ей богу, того не стоящие.
Самое обидное, что эти обыватели мало того что идут всю жизнь по асфальту, они еще другим советуют, лезут со своими идеальными мнениями-советами.. Фу, противно, финтифлюги они все!
ОтветитьУдалитьМария, мне так близко то, о чём ты пишешь. И я тоже боюсь стать среднестатистическим обывателем, выкладывающим в социальных сетях отфотошопленые снимки и живущим от покупки до покупки. Но меня пугает и другая крайность. Ты пишешь:
ОтветитьУдалить"Иной человек родится и живет для того, чтобы приблизиться - насколько в силу его личного таланта и одаренности для него возможно - к тому, что называют истиной и что более тонко чувствующие художники-поэты-музыканты пытаются передать своим творчеством. "
Я знаю многих , которые посвятили свой путь поиску истины,но так втянулись в это, что процесс поиска стал для них важнее истины самой. Они уже столько раз приближались к истине ровно настолько, чтоб перестать её искать и начать ей служить, но не смогли остановиться. Так и бродят всю жизнь, ища, приближаясь, чувствуя, но так и находя в себе силы признать истину истиной и посвятить себя ей. Как бы возвышены и благородны не были стремления таких людей, каким бы творческими и глубокомысленными они не казались сами себе,итог их жизни жалок. И я боюсь пойти по этому пути.
Согласна с вами, в этой другой крайности тоже мало хорошего. Жизнь человека не бесконечна, а потому так хотелось бы успеть в ней что-нибудь после себя оставить, а не пройтись тенью бестелесной. Хорошо бы держаться подальше от обеих крайностей.
ОтветитьУдалить