9 июля 2012 г.

Подарок


Приятнее, чем получать подарки, их дарить. Умение подобрать хороший особенный  подарок - талант, которым, к моему великому сожалению, я никогда не обладала. Стыдно сказать, сколько дней рождений подряд я дарила мужу туалетную воду (замечательно, между прочим, что флакончика ему хватает как раз на год, а потому подарок всегда актуальный). А с какой радостью на восемнадцатилетие сестре, студентке технологического факультета, вручала (и как  мне вообще такая идея в голову пришла?) четыре тома «Войны и мир»! Аккуратно подписанные, в красивом переплете так они и покоятся в книжном шкафу с закладкой на четырнадцатой странице первого тома. Мастерить что-то своими руками я ленюсь не умею, до сих пор искренне верю в то, что «книга – лучший подарок» для меня, но, как учит жизнь, не для всех, а потому после некоторых колебаний и сомнений первоначальный вариант с книгой был с грустью, но отклонен.
Собственно говоря, какого-то особенного повода для подарка и не было вовсе. Можно было уйти по-английски, ничего не говорить и не дарить. Но откуда это жгучее желание непременно оставить свой след, нацарапать «здесь была Маша» и наивно надеяться, что не сразу и не скоро сотрется написанное. В свой последний рабочий день ну не могла я обделить вниманием того самого восемнадцатилетнего мальчика, кто вот уже полгода кажется таким особенным и на других не похожим.
Всё было спланировано и продуманно заблаговременно, как я люблю. Почти за месяц до увольнения поинтересовалась у Тарафая, вел ли он когда-нибудь личный дневник. «Нет, а ты?» Можно подумать, кто-то ожидал другого ответа. Мальчик из большой семьи, с доброй сотней кузин и кузенов своего возраста и тысячью подруг-ровесниц, у кого на личной страничке ни одной фотографии в одиночку, обязательно в компании друзей или родственников, кто проводит выходные в клубах и не читает книг, по его словам, совсем. И вот этому мальчику я рискнула (иначе и не скажешь) подарить на прощание толстую книжечку с аккуратно разлинованными пустыми страницами.
Но если бы только её. Тем подобный подарок и хорош, что предполагает длинную объяснительную речь, какие я так люблю. Выдохнула, три, два, один, поехали. Про то, что веду дневник лет с двенадцати и какая это замечательная привычка записывать с тобой происходящее, как она помогает упорядочить собственные мысли и поступки, и что всякое самопознание начинается с подобного рода записей, наконец, тронувшая меня некогда история про то, как пожилой уже человек, случайно наткнувшись на написанное им когда-то в молодости, не смог, как ни старался, вспомнить и признать, что нечто подобное в его жизни было, словно и не было никогда и не его была жизнь, и что память такая штука, и как мне хочется, чтобы благодаря этой книжечке он меня помнил, потому что я буду помнить его.
Тарафай не растерялся и не испугался, но внимательно меня слушал, бог его знает, о чём думая, улыбался там, где нужно, кивал, когда я этого ожидала, аккуратно спрятал в сумку подарок, сказал, что непременно попробует уже сегодня вечером, обнял, всё как положено. Попробует и бросит? А вдруг распишется позже, когда наступит его время, и тогда вспомнит обо мне. Наверное, это плохо так сильно хотеть остаться в памяти малознакомого и, по сути, чужого тебе человека. Разве недостаточно того, что он вдруг мне понравился и показался особенным, и потому я буду о нем помнить, зачем обязательно нужно быть особенной для него, зачем хочется, чтобы он помнил меня? Когда дарила, казалось, от чистого сердца, а теперь вот думаю, не из-за тщеславия ли своего и эгоизма.

9 комментариев:

  1. Маша, скорее да. Я почему-то всё чаще прихожу к выводу о таких мотивах наших по жизни. Ведь почти всё можно объяснить нашим же эгоизмом, реже тщеславием. Мы скучаем по кому-то - чистый эгоизм (Я хочу чтобы человек был рядом со МНОЙ); мы помогаем кому-то - опять эгоизм (иначе совесть МЕНЯ заест, МНЕ будет неспокойно); мы выбираем подарок - Я хочу выглядеть в глазах другого человека умным/внимательным/оригинальным/щедрым и так далее. Но это ведь не плохо. Этот эгоизм имеет несколько другой окрас, чем привычный нам эгоизм, который разрушает, губит, мучает. Тут главное не перевалиться за тонкую грань между добром и злом. Пусть будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не очень-то лестно это осозновать, но судя по всему ты права, Алён. Особенно про тонкую грань. И примеров здесь можно целую гору привести. Скажем, эгоистическая любовь матери, кто чрезмерно опекает и не отпускает от себя ребенка, ломая тем самым ему жизнь. Или как любили баловаться дворяне - дадут девочке из крепостных образование, хорошим манерам обучат, а потом замуж за конюха какого и тд. Как говорят, благими намерениями... Вот и задумаешься тут о плюсах теории невмешательства.

      Удалить
    2. Маша, расскажи про теорию невмешательства и её плюсы, пожалуйста.

      Удалить
    3. А что тут особенно рассказывать. Не всегда хорошо лезть с советами и участием в чужую жизнь, потому как вряд ли кто обладает абсолютной истиной. Что для русского хорошо, немцу смерть. Я вот, скажем, навоображала себе в Тарафае несметную кучу талантов, а он заявил мне как-то, что хочет быть менеджером в отеле, а мне кажется, что он смог бы больше, что он себя недооценивает, не знает, что вращайся он в другой среде, с другими людьми (ну с какими другими, с такими как я конечно:) и тд и тп. Теперь вопрос, что будет начни я усердствовать в своих благих просветительских намерениях (а как мы все это дело любим, хлебом не корми, дай научить другого, как жить правильно!) Есть конечно вариант, что он пошлет меня куда подальше, а если нет? Что я с ним потом делать буду? А что если я во всем ошиблась и он действительно менеджер в отеле, а не художник/поэт/музыкант/тонкая натура, кем в силу своей бурной фантазии я уже успела его вообразить. Да и какое я в принципе имею право без спроса (из эгоистических соображений, как мы уже выяснили) лезть со своими мнениями к чужому человеку, с чего я взяла, что знаю про него больше, чем он сам, его родители и друзья? Потому я себе и внушаю - не лезь, Маша, не вмешивайся, не твоё это дело, без тебя разберутся, только хуже сделаешь. Вот собственно что я и имела в виду, говоря про невмешательство. История с Тарафаем это конечно простой пример, где речь не идет о жизни и смерти, тем не менее, думаю, что и на некоторые более серьезные жизненные ситуации похожий шаблон легко накладывается. Получилось ли, Алёна, ответить на твой вопрос?

      Удалить
    4. Очень даже получилось. Я поняла, что я крайний сторонник этой теории. Я считаю, что творческий человек (талантливый в чём-то) обязательно должен иметь стержень, как бы ни банально это звучало. А если его мозг не может пойти дальше, чем менеджер в отеле, то никакой он не особенный/талантливый. Сама знаешь, талант сметает всё на своем пути, ему не важны какие-то блага, условия, обстоятельства. А если он сам ни-ни, то тут уж ничем не поможешь. Да, можно слепить некое подобие, но как только ты отойдёшь в сторону, всё рассыпется без стержня, без внутренней опоры.

      Удалить
  2. Маша, я вообще считаю, что человек по натуре своей изначально эгоистичен. Пратические любые поступки, совершаемые нами, - лишь способ удовлетворить какие-либо свои потребности, за исключением, пожалуй, когда то, что ты делаешь, совсем не трогает тебя, но таких ситуаций крайне мало. Даже благотворительность продиктована, среди прочего, желанием придать СВОЕЙ жизни осмысленности. Но это мое частное и субъективное мнение)

    Имя такое красивое у юноши, читаю каждый раз, и даже какое-то "слуховое" наслаждение испытываю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, вполне разделяю твоё субъективное мнение. И как бы грустно ни было, нужно по всей видимости как-то с этим своим эгоизмом уживаться - только бы за рамки разумного и дозволенного не переступать. А имя да, как песня звучит. Прибавь ко всему прочему тихий мягкий голос и закрученные ресницы в два сантиметра, ну как тут остаться равнодушной:)

      Удалить
  3. Вы говорите, что ведёте личный дневник. А как вы относитесь к тому, что герои ваших рассказов могут прочитать историю про себя? Или вы всегда пишете только хорошее?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший вопрос, Андрей. Скажу даже, что такие случаи уже бывали, например, в истории про бизнесмена(Как у Чехова), и есть даже комментарий, наглядно иллюстрирующий то, как люди могут на подобные вещи реагировать. А иногда за редким исключением я и сама говорю человеку, что написала про него и он, если желает, может прочитать, еще реже, но бывает, спрашиваю разрешения, можно ли написать (хотя напишу в любом случае, разве что без имен и иных каких опознавательных знаков). Ну и наконец, особенно плохого я стараюсь про других не только не писать, но и по возможности не думать. В чужом так легко ошибиться, и здесь одно дело перехвались, совсем другое наклеветать. Не столько даже из-за страха, что человек вдруг прочитает, обидится, перестанет общаться, но самой же потом стыдно своих дурных поспешных суждений.

      Удалить