10 июня 2014 г.

Это капитализм, детка

Так я в последние дни увлеклась дописанием работы про антиутопию, что не заметила как антиутопия стала явью моей кафедры не стало. Вот так, взяло и не стало. Закончить факультет, которого нет. Пришла как обычно к научной руководительнице на еженедельную консультацию, а она плакаты со стен поснимала, книги по коробкам разложила. “Мария, - говорит, - я должна сообщить тебе ужасное известие. У меня сегодня в кафе увели перчатки, и мне не продлили контракт”.
Здесь уточню, что почти все мои коллеги - и администраторы, как я, и академики, как она - на контрактах, трёх, двух или даже годовых. Захотели – продлили. Захотели – не продлили. А тут литература. И не просто литература, но сравнительная, междисциплинарная. Нигде такой больше не было, ни в одном новозеландском и даже австралийском университете. Ну а раз нигде не было, то и нам незачем. Я же говорю – антиутопия.
Так что встретились мы сегодня в последний раз. Завтра в Париж, там дочь, муж, второй дом, другая жизнь. Может переводом займётся, может ещё чем. Здесь родина, дом, любимая работа. Была. Сказала, ничего в её жизни не было лучше академической деятельности в целом и литературной в частности. Сказала, есть с чем сравнивать – работала в библиотеке, музее, частной компании, занималась бизнесом с мужем, преподавала английский, французский, вырастила двух дочерей, пока в 39(!) лет не вернулась в университет и не защитила сначала магистерскую, потом докторскую, стала заведующей кафедрой, разрабатывала новые курсы, выпустила книгу, выучила ну вот хотя бы меня. А потом не продлили контракт. Мы даже всплакнули обе. И обнялись. Выслушала от неё напутственное слово, получила в подарок книгу с предсказанием блестящего будущего. Занавес. Большой брат наблюдает.

P.S. Еду в автобусе, перечитываю её замечания по поводу моей в-процессе-дописания-диссертации, подняла голову – дома незнакомые, дождь столбом, в целом автобусе водитель и я. Проехала, спрашиваю. Проехала. Что же теперь делать? А ничего, говорит, садись и продолжай читать, автобус всё равно круговой, он скажет, когда моя остановка. И я действительно села и продолжила читать, а автобус сделал круг и вернулся, и водитель сказал, когда выходить.  

22 комментария:

  1. Маш, а как теперь?.. Что дальше? Садиться и продолжать читать?..
    Твоя научная деятельность — какой-то квест. И в финале именно то блестящее будущее, которое было предсказано.

    Обидно за твою научную руководительницу. Дело, которое любишь всем сердцем, вот так рушится от чьего-то решения. Пусть у нее всё будет хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, что дальше, Лер. Решила ставить себе маленькие задачи, для начала хорошо бы доделать начатое и сдать работу, потом - посмотрим.

      Удалить
  2. вот это поворот! Неожиданно. Ёшкин кот, блин! Маша, думаю, твою работу же всё равно примут? Оставалось совсем немного. Вообще да, не очень приятно осознавать, что твоя судьба может быть в чьих-то руках. Хотя, честно говоря, всегда так оно и есть. Руки просто разные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работу примут, мне осталось-то месяц. Будем списываться, по скайпу общаться, если какие вопросы. Она по-прежнему мой научный руководитель, устной защиты всё равно нет, проверять будут два чужих преподавателя с чужих вузов, такие правила.

      Удалить
  3. Плохая новость. Сейчас период в любом бизнесе такой, все пересматривают, пересчитывают, урезают, сокращают, чтобы выжить. У меня вчера на работе было тоже самое, только масштабы грандиознее: 21 из 76.
    С диссертацией, думаю, университет тебе что-нибудь предложит. Не грусти и не впадай в панику, это жизнь, это реалии нынешней экономики. Не факт, что за следующим поворот тебя не ждёт нечто большее. Это сложный период, но пройдя его, ты много приобретёшь. (со мной именно так и было, несколько раз)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я нормально, никаких паник. Говорю себе - главное опыт, люди, воспоминания, сам процесс. К тому же её рассказ и вывод о том, что самое лучшее, в какой-то степени вдохновляют даже. Жизнь длинная, что-то с ней делать всё равно надо. А чего ещё делать, если вот оно, самое лучшее. Так что говорю себе: если моё, никуда не денется. Не сейчас так в 39 :)

      Удалить
  4. Честно говоря даже горло перехватило при чтении. Печально это всё.

    ОтветитьУдалить
  5. При социализме тоже не продлевают контракты, так что ситуация универсальная для всех общественных устройств. Хотелось бы посоветовать философски смотреть на вещи, но сама плохо это умею делать.
    Но в целом, надо рассматривать случившееся как дверь в новую страницу жизни)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю это не совсем так. Вопрос не в продлении контракта, а в прекращении гуманитарного курса. Все же при социализме, вопросам духовного воспитания уделялось больше внимания, даже в ущерб экономике. Поэтому я согласен с автором.

      Удалить
    2. А я и не защищаю социализм, тем более в том виде, что был в Советском союзе. Никого не защищаю. Но продолжаю верить, не может мир вертеться вокруг денег и голой выгоды.

      Удалить
  6. ну вот... жалко!! получается, что она француженка?

    я вот думаю, что все равно здорово вот так все перепробовать, чтобы найти свое!! мне это очень близко!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не француженка, у неё вообще интереснейшая история. Родилась в Новой Зеландии, отец работал в ООН, по-моему, или что-то в этом духе, вот и приходилось везде мотаться, в Турции жили, в Чехии, в школу отходила во Франции, степень бакалавра получила в США (русское отделение, кстати), вернулась в Новую Зеландию уже взрослой, замуж здесь вышла. Вот она и говорит за разных языках, а французский так вообще считай родной, она на нём научные работы пишет.

      Удалить
  7. Маша, грустный и неожиданный поворот, но мне нравится, что ты относительно спокойно и адекватно к этому отнеслась. Всё будет, как должно быть. И это отлично, что ты познакомилась с таким интересным человеком, как твоя научная руководительница. Я вот тоже диссертацию закончила, начинаю процесс продвижения к "защите" (у нас это звучит так). Потому как один устный доклад с презентацией в нашем университете, я уже прошла (20 минут докладывала, 1,5 часа отвечала на вопросы.) Теперь будет один устный доклад в столичном Вузе, затем еще один в каком-нибудь другом городе (внешняя апробация). И только потом, если все будет нормально, состоится заключительный доклад - защита в совете. Это не совсем конец, потому как потом еще будут в ВАК рассматривать документы в течение месяца-двух после защиты. В каком виде, кстати, ты должна представить диссертацию - распечатанном или электронном? У нас вот надо делать "прошитые" в твердом переплете книги, а если внесут какие-то изменения, то надо "перепрошивать". Зацени масштаб трагедии :))) Уверена, что твоя диссертация понравится тем, кто будет ее читать (оппонентам).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, удачи тебе, Женя, я думаю, твоя диссертация будет сродни нашему PhD, тогда как у меня магистерская, там попроще, объёмы меньше (около ста страниц получается) и времени на написание всего год. То есть это скорее репетиция перед кандидатской, в духе дипломной работы на пятом курсе. Сдавать и в электронном виде, и в распечатанном (три копии, если не ошибаюсь), в простом переплёте, я его сама на работе делаю.

      Удалить
  8. Маша, ну вот... мне аж грустно стало, как я представила ваше прощание*((( Хорошо, что тебе так мало осталось и что труды твои все же ненапрасно, хорошо, что дадут защититься и довести все до конца) а там и до будущего блестящего недалеко)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ксюш, блестящее или нет, всё моё, никому не отдам, когда оглядываешься назад, пaдения так же дороги, как и взлёты.

      Удалить
  9. Неожиданная новость(
    Маша, я понимаю, как тебе сейчас, наверное, сложно, но ты все равно не грусти. Самое главное, что ты сможешь сдать и защитить свою работу, а ведь это и есть твоя нынешняя цель.
    А вообще, я думаю, что такие повороты судьбы следует принимать как особые знаки, и в такие моменты еще больше прислушиваться к самой себе, чтобы понять, что делать дальше. ИМХО, конечно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Тоня, под особым знаком ты имеешь в виду завязать с литературой, попробовать что-то другое смежное, но более востребованное? Я конечно думала и думаю об этом - не хотелось бы всю жизнь стучаться в закрытые двери и бороться с ветряными мельницами. А еще меня просто бесит это ощущение ненужности и невостребованности, которое становится комплексом уже. С другой стороны... Другая сторона ведь тоже есть, я сама чувствую, и моя научная руководительница лишний раз озвучила мои мысли: невозможно чего-то добиться в сфере, к которой не лежит душа. В общем открытый пока вопрос.

      Удалить
  10. Very sorry Masha that it all happened this way. Unfortunately, this is so true and familiar. "kapitalism" reminds again that regardless how good you are, irreplaceable people do not exist. And the use of so common contracts in nowadays as I call it is an "excuse to use and dispose at their convenience". At least knowing that this is a possibility and that this is not anything personal, you can think about it and be prepared the best you can. Even thought he second option may not be there when you need it, at least it will spare you from the worst feelings. Moving on is the best you can do for your own sanity. I hope it will turn out for the better for both you and your teacher. I'm glad that you will have a chance to finish your program. Think about the bright side, that no other university offered it, it was a great experience you will be able to use later and it was meant just for you! :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Яна, ты права, совет научной руководительницы был примерно таким же - продолжай заниматься тем, что любишь, но имей и запасной вариант. Две деятельности параллельно. И я конечно ни на мгновение не пожалела, что выбрала литературу, именно эту кафедру, а не что-то другое, тут без вопросов.

      Удалить
  11. Ну вот ничего себе! Поворот, да. Желаю успешно защититься! И как хорошо, что у тебя была такая научная руководительница. Мне кажется, что это вовсе не знак, что область не очень востребована и надо что-то менять. Запасные варианты у тебя всегда будут, будь то административная деятельность или преподавание. Пока есть возможность, лучше заниматься любимым делом. И молодец, что не поддалась панике (а действительно, чего?), я бы так точно не смогла :).

    ОтветитьУдалить