2 апреля 2015 г.

Fairy tales

Мой четвёртый семинар и уже середина семестра. На лекции писали первую контрольную. Раздавала и собирала листочки, подсказывала, где сесть, желала удачи. Красивые, умные, сидят пишут, тишинааа. Отмучились, ушли на каникулы. Для кого каникулы, а кому-то всё это проверять. 

Говорили про сказки. Ух какая тема, эти сказки!


А вы знали, что добрый принц в "Спящей красавице" женатый, что красавица рожает ему детей во время сна, и что дети, а не поцелуй принца, пробуждают ни о чём не подозревающую изнасилованную чужим мужем красавицу-роженицу от её литургического сна, когда, голодные, начинают сосать её пальцы? А что волк до того как "съесть" красную шапочку просит её снять сначала передник, потом юбку, потом чулочки? Бабушка-бабушка, а зачем тебе такие большие руки? А чтобы крепче тебя обнимать, моя девочка! И что сказочный принц Золушки на самом деле её отец, кто убивает злую мачеху, свою жену, женится на дочери, чтобы жить вместе долго и счастливо? Захватывающая тема, что говорить, люблю ещё со своего первого курса! Кто бы подумал, что сама буду рассказывать. А какое удовольствие наблюдать за реакцией студентов. "Ах да, кто вообще такой этот волк-насильник и трансвестит? Существует предположение, что волк и есть отец красной шапочки!" WHAT???

Ну и как же бы я не рассказала и не показала Бабу Ягу? Ах, как они внимательно слушали!







После занятия всё тот же студент, кто читает Достоевского, рассказал, что хочет в своём эссе сравнивать русские и французские сказки, и что читал Владимира Проппа, и какие русские сказки крутые. Ну что за чудо-студент!

В каждой группе есть такой хотя бы один, кто остаётся и спрашивает. Не про экзамены и тесты (это они все спрашивают, на улице останавливают), но по теме. "Мария, можно вас на секунду... я тут знаете, о чём подумал... вот как вы считаете... (ну говори же, не дышу уже!) тадададам! почему ренессанс произошёл в 16 веке и не произошёл в 13-ом?" О госспади, сначала пугалась, но начала подозревать: им не ответ мой нужен, а внимaаание.

Пятница на этой неделе - праздничная, нерабочая. У Марка семинары пропадают и у других преподавателей с нашего курса. Повезло так повезло. Но только не у меня! Все мои семинары в четверг. Марк по-русски: "Мария, я Вас уважаю и не завидую!" Когда он говорит по-русски (со мной почти всегда, даже при студентах), этo такая умора. "Марк, лекция была отличная!" "Спасибо, Мария, это очень мило с Вашей стороны так сказать". "Мария, достаточно столько листьев (листков для контрольной работы)?" Наверное студенты меня тоже как-то так слышат, надеюсь, что не хуже.

21 комментарий:

  1. Ничего себе сказки! Я явно не те читала. )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, это народные версии, те, что сочинялись и рассказывались крестьянами в среднии века, это уже потом приукрасили и ненужное поубирали:) Disneyfication!

      Удалить
    2. Вот те раз! Я и понятия не имела, что же было первоначально.
      А я тут ужасалась некоторым сказкам Братьев Гримм )))

      Удалить
    3. Хах, я тоже ужасалась, пока не прочитала ЭТИ сказки:) Версия Братьев Гримм поздняя, 19 век. Первая печатная версия Шарля Перро, 1697, уже сильно приукрашенная и измененная, для светской публики. До Перро (кто записывал со слов няни), сказки существовали столетиями в крестьянской среде, передавались из уст в уста. Ну и о чем могли быть эти сказки, явно не про принцев и балы. Жили плохо, есть нечего, постоянно голодные, болели, умирали рано, чума, войны. Каннибализм, инцест, убийства, насилие, отвести детей в лес и оставить там умирать, потому что самим есть нечего - обычное дело. Счастливый конец, мораль, добро побеждает зло - не про эти сказки.

      Удалить
    4. У меня даже мурашки по коже от мысли о таких сказках на ночь ребенку. Тут взрослому впечатлений на долго хватит )))

      Удалить
    5. Нее, не для детей точно, я помню книжку Братьев Гримм в детстве, написано сказки, откроешь - фигня какая-то, шрифт мелкий, картинок нет, те что есть, страшные, о чём сказки, тоже непонятно, бред. Но взрослым понимать откуда что пришло полезно (и интересно)! У средневекового и современного человека менталитет, картина мира разные, то, что нам жесть, для них норм, в порядке вещей. Кстати, сам концепт детства поздний, относительно недавний. В средневековье не делили на взрослых и детей, научился ходить - в поле работать, наравне с остальными, игрушек не было, детской одежды, кроваток и пр. Ребёнок тот же взрослый, только ростом не вышел. Те же сказки - это не сказки на ночь для детей в нашем теперешнем понимании. Собирались между собой, рассказывали, как мир устроен, какая жизнь. Короче, я долго могу об этом рассказывать, как минимум один академический час:))

      Удалить
    6. Вот на такую лекцию я бы сходила с удовольствием! Жаль далековато ехать )))

      Удалить
  2. Круто! Маша, вы супер!))

    ОтветитьУдалить
  3. Мы их в универе на мировой литературе тоже разбирали, про роженические муки Винни Пуха было совсем странно, но забавно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что-то я не знаю этой истории... расскажи, Юля!

      Удалить
  4. Маша, с таким бы удовольствием побывала натвоей лекции)
    Знаешь, как Мия появилась, я начала перечитывать сказки и порой впадать в ужас, что это для детей. А еще забавно, что, читая их в детстве, я на многие вещи, естественно, не обращала внимания)) мне особенно нравится про Лису, которая, намазав себе голову тестом, сказала Волку, что ее так избили, что мозги все наружу))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, спасибо, так приятно! Я бы сама себя послушала со стороны, можно было бы записать, но боюсь лишний раз расстроиться. Вот и я обчиталась этих сказок, пока к семинару готовилась, ночью такое приснилось, стыдно рассказывать. Жестокий и безнравственный мир!

      Удалить
  5. ооо, сказки! Я в детстве была настоящим фанатом и собирала самые разные. У меня до сих пор дома два полных шкафа только со сказками со всего мира. Тоже припоминаю, были какие-то просто жуткие сказки. Помню, это были какие-то скандинавские народные. Леденило душу мне в них что-то.
    Маша, я знаешь что заметила, иностранцы, кто знает Бабу Ягу, непременно произносят Баба Яга (ударение на Я). А у тебя как? и сколько не поправляй, не переделываются )) наверное, это связяно с тем что большинство английских слов односложные.
    А вообще безумно интересно читать про твои лекции. Пожалуйста, конспектируй и дальше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я как-то не обращала внимание, но сейчас вспоминаю, ты права. Если пытаются говорить по-русски, я никогда не исправляю произношение, даже у Стю в очень редких случаях, когда уже совсем непонятно. Пусть говорят хоть как:)

      Удалить
  6. Ахахахахх, недавно увидела такую версию сказок, но не поверила! Подумала, фэйк... Оказывается, нет! Ох уж этот народ..))))

    ОтветитьУдалить
  7. Я тоже бы с радостью на лекцию! Маша, это так здорово когда работа приносит удовольствие, просто супер! Пусть так будет и дальше!
    А про сказки - я в шоке! Не знала такого...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Люба! Добро пожаловать в мир, бессмысленный и беспощадный :))

      Удалить
  8. Никогда не любила сказки. Ни в детстве, ни в университете, хотя был специальный курс, и уже тем более, когда родился Кирилл. Перечитывала некоторые и впадала в ужас, как Ксюша. И это от адаптированных, художественных версий! Так что у меня на них табу)

    А вот бы, а вот бы было видео с какого-нибудь твоего семинара или лекции, хоть одним глазком бы поглядеть на тебя в роли преподпвателя))


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас была классная преподавательница по фольклору, а потом и древнерусской литературе. Очень харизматичная, настоящий филолог, каких мало, так что мы всем курсом любили сказки, я многие её истории помню до сих пор, как рассказывала, даже интонацию, от преподавателя всегда много зависит.

      Алёна, я сама думаю, что полезно было бы себя увидеть и послушать со стороны, но правда, очень боюсь расстроиться. Мне кажется, я слишком эмоциональная, быстро говорю, я боюсь, что из-за акцента и потому что тороплюсь, им сложно меня понимать, боюсь, что говорю элементарные вещи, но с таким видом, словно Америку открываю. Я их хвалю постоянно, все у меня молодцы, всем улыбаюсь, аж челюсть болит. Мне бы хотелось быть степеннее, вдумчивее, рассуждать вслух вместе с ними, а не представления устраивать. В общем, я собой не прям довольна, есть к чему стремиться.

      Удалить