26 ноября 2015 г.

Какой расизм

Yesterday
a shop lady smiled at me
and said,
“Your English is very good”

her eyes crinkled
in a let's-be-nice-to-aliens way.

I wanted to say

of course it bloody is,
I was born here... (c)

Следующая тема после феминизма и гомосексуализма широко обсуждаемая в университетах здесь (наверняка школе тоже) и несуществующая (исправьте, если ошибаюсь) в российских школах/вузах это конечно расизм. Предмет, который вела в этом семестре (1-ый курс, непрофильный), включал в себя в общей сложности текстов 5-6 о расизме. Обсуждения и дискуссии проходили живее обычного, студенты активно подключались, многие ссылались на личный опыт. Большинство выбрали именно эту тему для сочинений и экзамена. 

Устами студента 1
Между тем, где-то к середине курса я наконец успокоилась и перестала хронически переживать по поводу своего акцента и ошибок, незнания местных реалий. Ну как иностранка, вроде меня, может преподавать “английский” носителям языка? А вот так. Судя по содержанию курса, темам и вопросам, я (думаю) вполне себе вписывалась.  

Устами студента 2
После трёх подряд текстов написанных белыми англо-говорящими европейцами-мужчинами студентка (отличница, белая новозеландка) лично подошла и поинтересовалась, не слишком ли однобоко, на мой взгляд, преподносится информация на курсе. Другими словами, будут ли тексты/темы представителей меньшинств?

Тексты и темы не заставили себя ждать. Некоторые из авторов:

Бел хукс -  американская писательница, феминистка, активистка. Училась в школе для чёрных, докторская степень по литературе.

Шерман Алекси - современный американский автор индейского происхождения, родился и вырос в индейской резервации, о чём и пишет. “Голос нового поколения индейских авторов”. 

Эми Тан - американская писательница китайского происхождения. Пишет о взаимоотношениях дочери и матери, проблеме идентичности китайцев в Америке. Рассказ про маму-иммигрантку с ломаным английским, за кого дочь заполняет счета и объясняется в магазине. Ощущение, у половины моего курса (что кстати вполне возможно) такие мамы. Насколько все откликнулись.

Уместно ли при знакомстве спрашивать откуда человек? Ну а почему нет, безобидный вопрос. Простое любопытство. Мне самой всегда интересно и спросить, и рассказать. Мне да, Це Мок нет. Це Мок - молодая новозеландская писательница и активистка китайского происхождения, родилась и выросла в Окленде. Организатор анти-расистских демонстраций в Веллингтоне.

На вопрос, есть ли в Новой Зеландии расизм, хором (три группы, 60% европейцы) отвечают есть. Скрытый расизм. Мягкий расизм. Внутренний расизм. Институционализированный расизм. 

После занятия обедаем с Весной, моей китайской соседкой по офису, два года в Новой Зеландии. Есть ли в Новой Зеландии расизм? Ра-сизм? Переспрашивает. Какой расизм? Новозеландцы… такие добрые, такие вежливые, не может быть, чтобы расизм. 

6 комментариев:

  1. Честно говоря не думал, что подобные темы в российских школах обсуждают. А насчёт ответа о наличии скрытого расизма, думаю участники групп сказали правду, есть он и от этого никуда не денешься. Почему есть, можно рассуждать долго, поэтому думаю не стоит.
    Удачи Вам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. От расизма никуда не денешься нигде (НЗ, Россия, Китай), просто где-то его обсуждают, а где-то нет. Если проблему не обсуждать, может создаться впечатление что её нет.

      Удалить
    2. Обсуждение должно нести цель смягчения этого явления, воспитания детей в духе, что все люди братья.

      Удалить
    3. Абсолютно! Ну наверное сложно без перегибов. Скажем, жил себе человек жил, ни сном ни духом не ведал ни о каком расизме, и вдруг ему на пальцах объясняют, что всё это время его и таких как он жестоко несправедливо дискриминировали. Но... забудем об этом! Все люди братья! В 1970 и 80е по НЗ прокатилась волна Маори протестов. Однозначно были перегибы, воинственно настроенные, то что называют положительной дискриминацией и пр. Ну вот с тех пор на уровне школ, университетов что называется воспитывают в духе "все люди братья". Никто не говорит, что проблему решили, но говорить лучше, чем не говорить.

      Удалить
  2. Я вспоминаю свою учебу и свою практику в школе: мы не обсуждали ни расизм, ни феминизм, ни понятие "меньшинства". То есть теоретически (ты права) данных проблем для нас не существовало.
    Думаю, с тех пор вряд ли что изменилось и кто-то начал со школьниками разговаривать не только с позиции моральных устоев, но и с точки зрения социальных и гендерных отношений. А это, безусловно, важно.

    Я, честно, даже не представляю, что такого должно случиться, чтобы мы вообще на уровне семьи и школы начали трезво рассуждать о религии, о сексе, о политике, о межрасовых отношениях,абстрагируясь от того, что навязывают новости и патриархальный уклад.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера, у меня много знакомых китайцев, по универу в том числе, много хороших ребят, умные, способные, трудолюбивые, разные, но меня всегда до глубины души поражает их наивность, когда речь заходит о социальных вопросах. Это удивительно просто, но все эти темы - религия, секс, политика, межрасовые отношения, для них просто не существуют. Любой европеец со школьным образованием с ходу начнёт рассуждать, и мнение у него будет, и имена, и факты. Тогда как китайцы с докторскими степенями не говорят о социальных проблемах, политике, вообще, никак. То есть это конечно школа, образование, пресса. Это диктаторский режим и отсутствие свободы слова. Мне страшно, что Россия как Китай. Стремится в том направлении с бешеной скоростью.

      Удалить