18 июня 2011 г.

And no religion too

Помню как-то раз в один из первых дней своего пребывания в Окленде, услышав в исполнении уличного бородача-музыканта «Imagine» Леннона, неожиданно для себя вдруг подумала, что мечта знаменитого англичанина об идеальном, на его взгляд, мире вовсе не обязательно утопия, но вполне себе может быть реальностью.
Границ между странами больше не существует – на главной улице главного города сказочного зелёного острова смешались и перепутались в общем потоке самые разные национальности. Нет ни миллиардеров, ни нищих, ни умников, ни дураков, ни пресыщенных, ни голодных – контрасты в принципе не свойственны Новой Зеландии, стране вечной весны, без зимы и лета. Люди живут в мире и согласии с окружающей природой. Люди не воюют, не строят баррикады, не производят оружия, никому ничего не доказывают, не кричат о своих правах, не интересуются политикой, не ненавидят и не завидуют. И у них нет религии.   
О какой духовности в Новой Зеландии можно говорить, если вместо того, чтобы идти в церковь, среднестатистический новозеландец отправляется на пляж! Что ж, будь Джон Леннон жив, он, вероятно, искренне за среднестатистического новозеландца порадовался бы. Так же, как порадовалась наша преподавательница Пэт в ответ на пересказанное мною мнение о новозеландцах отца Владимира - местного православного священника. «Да, да, пляж вместо церкви - это про нас!» – улыбается моя учительница-язычница-маори, не находя в подобном определении совершенно ничего для себя и своих сограждан обидного.
Официальное количество новозеландцев, не относящих себя ни к какой религии, по некоторым статистическим данным составляет около 35%. Однако Пэт не рекомендовала бы этим данным доверять - на её взгляд, тех, кто в Новой Зеландии от церкви подальше держится, процентов восемьдесят как минимум. Среди её знакомых, например, только двоих она смогла бы назвать верующими, да и то с натяжкой – как в боку стрельнёт, так и к Богу.
Причин религиозной апатичности новозеландцев, в сравнении, скажем, с англичанами или, тем более, американцами, Пэт находит три как минимум. Первая – отсутствие в стране официальной религии, которая оказалась невозможной при столь внушительном количестве иммигрантов, каждый из которых, с одной стороны, свою веру, приезжая, с собой привозит, с другой, попадая в новую среду и не находя достаточного количества единомышленников, постепенно и безвозвратно эту веру через некоторое время утрачивает. Именно поэтому, согласно рассуждениям Пэт, несмотря на достаточно большое количество самых разных церквей в том же Окленде, подавляющее их большинство как пустовало, так и пустует.
Второй причиной Пэт называет колониальное прошлое Новой Зеландии. Слишком долго, на её взгляд, довольствовались новозеландцы тем, что навязывалось им насильно сверху, что, получив в итоге нечто похожее на самостоятельность и независимость, не очень-то теперь торопятся вновь привилегий этих лишиться, и в отношении религии в том числе.
Наконец, третья ещё более логичная и очевидная причина – удаленность Новой Зеландии от всего остального мира. «Все религиозные фанатики на большой земле, - шутит Пэт, - ни дошли у них руки до нас пока». Одновременно с этим она же не без сожаления полагает, что загорись какой-нибудь отчаянный миссионер учить новозеландцев уму-разуму, вполне возможно, что люди пошли бы за ним. Вот только сомневается Пэт, выйдет ли из этого хоть что-нибудь хорошее.
Менее категоричен и скептичен в этом щекотливом религиозном вопросе оказался другой мой собеседник Джеймс, новозеландец европейского происхождения, учитель английского в соседней группе. Так же, как и Пэт, к числу людей верующих ни себя, ни большинства своих знакомых он не относит. Однако хорошо это или плохо, сказать затрудняется. С одной стороны, то, что в Новой Зеландии никто никому в отношении религии ничего не навязывает, но полную свободу выбора предоставляет – это, согласно его точке зрения, хорошо. Вот только, с другой стороны, из чего же выбирать, когда и примеров-то достойных нет?
На мой взгляд человека неверующего, но вопросом веры интересующегося, необходимость в Боге и религии появляется у людей, как правило, в двух случаях. Либо когда очень плохо и на себя рассчитывать уже не приходится. Либо наоборот, когда, казалось бы, всё очень даже хорошо, просто замечательно, однако, стоит лишь прислушаться к самому себе, как вдруг оказывается, как в стихотворении Арсения Тарковского, что и этого всего по-прежнему мало.

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло.
Только этого мало.

Арсений Тарковский, 1983.


26 комментариев:

  1. Как всегда, Мария, отлично написанный пост и тема, на мой взгляд, очень интересная. Скажу лично о себе. Я не отношу себя к числу верущих, так как не была приобщена, не знаю к сожалению или нет, с детства к вере. Не думаю, что те из моих просвещенных коллег, кто причисляет себя к верущим, по существу являются ими. Это у них так - только налет религиозности. Да и как можно в наш просвещенный век быть истинно верущим, как были наши деды и прадеды? В настоящее время веру можно расматривать скорее как философию или своеобразное мировоззрение.

    К перечисленным вами причинам, которые заставляют обратиться к изучению религии, добавила еще бы стремление лучше понять мировую и русскую культуру. Всегда ощущала себя темной невеждой, рассматривая картины великих мастеров на религиозные темы, не представляя себе, а что же стоит за всеми этими образами?

    ОтветитьУдалить
  2. Я вот сама не знаю, во что я, собственно говоря, верю. Может в силу, которая верит в нас, когда в нас уже никто не верит. Зато муж мой начал Библию читать, и она оставляет гораздо больше вопросов, чем ответов. Муж додалбывает меня, а я пытаюсь собрать все свои знания в кучу и дать хоть мало-мальски приличный ответ. А его все равно не устраивает. Дочитался до того, что теперь в субботу решил отдыхать. В Библии ничего про воскресенье нет, -все про субботний день. И как его переубедить?))

    ОтветитьУдалить
  3. Нина, а что заставляет Вас именно так ставить вопрос: «… как можно в наш просвещенный век быть истинно верующим, как были наши деды и прадеды?» Почему Вы думаете, что это невозможно? Можете ли объяснить? И кто такие «истинно верующие»? Чем, в частности, они отличаются от Ваших «просвещенных коллег»?

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  4. Галина, Ваш муж встал на опасный путь. Я не говорю, конечно, что читать Библию плохо. Плохо то, что он толкует ее исключительно от своего ума...

    Насчет воскресения: каждое воскресенье - малая Пасха (о чем и само русское название дня должно постоянно напоминать нам). Об этом не пробовали говорить ему?

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  5. Мария, Вы правы: очень часто у людей неверующих или маловерующих «необходимость в Боге и религии появляется» от больших скорбей, таких как непосредственная угроза собственной жизни (или жизни близких), смерть близких людей, развод. (Привожу некоторые известные мне примеры.) Все это Вы обозначаете как «первый случай».

    Бывает также, что причиной обращения к Богу становится тяжелый внутренний кризис. Понятно, конечно, что возможно и сочетание того и другого (скорбей, обусловленных внешне и происходящих изнутри).

    Самый же лучший способ обращения к Богу – получить веру от родителей или воспитателей. Но в современной России это не так часто бывает.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный (А.Р.), если бы сказали в каком месте в Библии это написано и что Бог сказал отдыхать в воскресенье, я была бы вам очень благодарна).

    ОтветитьУдалить
  7. Нина, среди моих знакомых есть пара-тройка человек, которых, думаю, я смогла бы назвать истинно верующими. И вот что интересно - их переход от "не верю" к "верю" происходил буквально на моих глазах и не от больших скорбей, но в результате внутреннего поиска себя и своего места в мире. И вот вроде бы разговаривала с ними не раз, слушала аргументы и доводы, книжки одни и те же читала, однако процесс, произошедший внутри этих людей, так меня и не затронул, так и остался загадкой. Иногда даже подумываю, может почва во мне недобрая, раз зерно не всходит:) По поводу же русской культуры абсолютно согласна, не имея понятия о православии можно ли понять Гоголя, Достоевского, Толстого или Лескова? Именно благодаря литературе, кстати, темой веры и религии впервые заинтересовалась.

    Галина, про то, что Библия много вопросов оставляет, это точно. Мне советовали начинать с писаний святых отцов, может и вашему мужу попробовать? Хотя я тут, конечно, не советчик.

    А.Р., интересно, что вы по поводу ситуации с нерелигиозностью новозеландцев думаете. Возможно ли, чтобы современное общество нормально существовало и развивалось без религии? Или оно заранее обречено на деградацию? Или, может быть, потребность в религии рано или поздно даст о себе знать?

    ОтветитьУдалить
  8. Мария, я тоже могу назвать таких людей, которые вдруг стали верущими. Многие из них - это бывшие коммунисты. Большинство людей не могут просто жить без веры. Раньше была вера в коммунизм, сейчас - вера в Бога. Не вижу в этом ничего плохого, да и загадки никакой здесь нет.

    Для некоторых приобщение к церкви может помочь обрести новых друзей и даже работу. У меня была ученица, которая работала при церкви, дети её ездили в лагеря от церкви. Сын знакомой моей мамы поехал учиться заграницу тоже на средства церкви. Церковь, надо сказать, очень небедная организация.

    Ответ А.Р. на вопрос о том, возможно ли быть истинно верущим в нас просвещенный век? Конечно, вопрос спорный. Моя бабушка по материнской линии была истинно верущей. Начнем с того, что она сидела в тюрьме по политической статье за веру. Она была простой деревенской женщиной и далека была от всех достижений науки и техники. Зная современные достижения науки, я лично, не понимаю, как можно верить, что любимый человек, который умер, когда-нибудь воскреснет? Это просто обман. А ведь истинно верующие верят в это. Я здесь уже не говорю, что надо жить по Библии, соблюдать посты, не грешить, не делать людям зла, не убивать братьев наших меньших, не вести братоубийственные войны, не попадать под власть золотого тельца, список можно продолжить.

    ОтветитьУдалить
  9. Нина, Вы спрашиваете, «как можно верить, что любимый человек, который умер, когда-нибудь воскреснет»? Уверяю, можно.

    Не понимаю, в чем Вы видите обман? (Неужели Вы хотите сказать, что все без исключения христиане ЛИЦЕМЕРЯТ?)

    И какова тут связь с достижениями науки и техники? И во времена Иисуса Христа (при тогдашней технике) были люди, которые НЕ ВЕРИЛИ в воскресение мертвых! Рассказ об этом находим сразу у трех евангелистов: Матфея (глава 22), Марка (глава 12) и Луки (глава 20). Если захотите, сможете узнать подробности.

    Похоже, Вы склонны думать, что верить в Бога могут только неграмотные деревенские бабки. Но это – всего лишь миф, созданный коммунистами. (Я сам в этот миф верил, между прочим. Но факты - упрямая вещь! - не подтверждают его.)

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  10. Я бы не ставила знак равно между религией и верой. Иисус, как известно очень часто выступал против фарисеев,садуккеев и законников, которые представляли религиозную верхушку Израиля. Распят Иисус был по требованию тех же религиозных лидеров. Религия - это система, это короста, которая глушит ростки истинной веры. Любая конфессия, любое религиозное направление полноценно, пока оно не обросло обрядово-ритуально-законническими сетями. И с этой точки зрения, Новая Зеландия — страна с большим будущим в плане веры, не в плане религии.
    Насчёт того, что к Богу приходят только тогда, когда гром грянет. Читайте Евангелие : кто шёл за ИИсусом, кто открыв рот слушал его слова. Мало среди них было благородных и успешных. В основном так, отребье:хромые, слепые, прокажённые, нищие, проститутки, мытари. То, что человек отчаявшийся тянется к Богу больше, чем благополучный - это нормально. Я уверена, недавнее землетрясение в Крайстчёрче многих новозеландцев подвигло взывать к Всевышнему. Так что Новая Зеландия далеко не безнадёжна, а скорее перспективна в вопросах веры. Что толку, что у нас в России каждый второй считает себя христианином, носит крестик и на Пасху отстаивает всенощную? И попробуй им вдолби, что они не знают Бога, попробуй докажи, что их жизнь далека от библейских принципов - заклюют.
    Говорю себе " Стоп!", хотя мысли ещё есть. Маша, твои посты всегда вызывают у меня бурную мыслительную деятельность, которую очень трудно обуздать.

    ОтветитьУдалить
  11. Мария, о причинах слабой религиозности новозеландцев Вам уже говорил отец Владимир. Из объяснения Пэт я бы взял только последний пункт – удаленность.

    Отсутствие же официальной религии само по себе ни о чем не говорит. Вот, американцы, как Вы говорите, религиознее англичан, хотя в Америке нет официальной религии. (А дело здесь в том, что первые переселенцы в Америку были, по сути, религиозными беженцами. Кем были первые переселенцы в Новую Зеландию?)

    Поговорим о последствиях. Я считаю, что общество, современное или какое угодно другое, без религии развиваться не может. Оно обречено на деградацию – быструю (как в России) или медленную (как в Новой Зеландии). Как бы кто к этому ни относился, но без возвращения к православной вере Россию ничего хорошего не ждет.

    Что касается стран Западной Европы и т.п., то для них недостаток религиозности граждан не столь опасен, как для России. (О причинах этого явления писал в свое время замечательный мыслитель С.Л.Франк.) Так что у Запада, в этом смысле, запас прочности больше. Но процесс деградации все равно идет…

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  12. Добавление: конечно, знак равенства между религией и верой ставить нельзя, но и полностью противопоставлять одно другому (как делает Wisewife) – явный перегиб.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  13. Галина, Евангелие говорит нам, что Иисус воскрес в первый день недели (мы теперь называем этот день воскресеньем). Об этом говорят все евангелисты.

    Отдыхать в этот день? Нет, прямо об этом не сказано. Но разве факт воскресения Христова именно в этот день ни о чем не говорит Вашему мужу?

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  14. А.Р., возможно , перегнула. Но... Ещё раз процитирую свой коммент:Любая конфессия, любое религиозное направление полноценно, пока оно не обросло обрядово-ритуально-законническими сетями.
    Я не утверждаю, что религия и вера - понятия взаимоисключающие, но уверена, что религия зачастую становится препятствием на пути человека к вере.
    А теперь процитирую вас: Я считаю, что общество, современное или какое угодно другое, без религии развиваться не может. Оно обречено на деградацию – быструю (как в России) или медленную (как в Новой Зеландии).
    Получается в России - в стране глубоко религиозной общество деградирует быстрее, чем в Новой Зеландии - от религии далёкой.
    Вы смотрите на вопрос с точки зрения развития общества, я - с точки зрения духовного развития конкретных людей.
    Иисус говорил : Пришед, найду ли веру на земле. Он найдёт мощную религиозную систему, найдёт богатые храмы и многочисленные церкви и возможно, высокоразвитое общество, а вот найдёт ли веру - вопрос.

    ОтветитьУдалить
  15. Маш! Тоже люблю Тарковского!

    ОтветитьУдалить
  16. Я бы не ставила знак равно между религией и верой. Иисус, как известно очень часто выступал против фарисеев,садуккеев и законников, которые представляли религиозную верхушку Израиля. Распят Иисус был по требованию тех же религиозных лидеров. Религия - это система, это короста, которая глушит ростки истинной веры. Любая конфессия, любое религиозное направление полноценно, пока оно не обросло обрядово-ритуально-законническими сетями. И с этой точки зрения, Новая Зеландия — страна с большим будущим в плане веры, не в плане религии.
    Насчёт того, что к Богу приходят только тогда, когда гром грянет. Читайте Евангелие : кто шёл за ИИсусом, кто открыв рот слушал его слова. Мало среди них было благородных и успешных. В основном так, отребье:хромые, слепые, прокажённые, нищие, проститутки, мытари. То, что человек отчаявшийся тянется к Богу больше, чем благополучный - это нормально. Я уверена, недавнее землетрясение в Крайстчёрче многих новозеландцев подвигло взывать к Всевышнему. Так что Новая Зеландия далеко не безнадёжна, а скорее перспективна в вопросах веры. Что толку, что у нас в России каждый второй считает себя христианином, носит крестик и на Пасху отстаивает всенощную? И попробуй им вдолби, что они не знают Бога, попробуй докажи, что их жизнь далека от библейских принципов - заклюют.
    Говорю себе " Стоп!", хотя мысли ещё есть. Маша, твои посты всегда вызывают у меня бурную мыслительную деятельность, которую очень трудно обуздать.

    ОтветитьУдалить
  17. Мария, я тоже могу назвать таких людей, которые вдруг стали верущими. Многие из них - это бывшие коммунисты. Большинство людей не могут просто жить без веры. Раньше была вера в коммунизм, сейчас - вера в Бога. Не вижу в этом ничего плохого, да и загадки никакой здесь нет.

    Для некоторых приобщение к церкви может помочь обрести новых друзей и даже работу. У меня была ученица, которая работала при церкви, дети её ездили в лагеря от церкви. Сын знакомой моей мамы поехал учиться заграницу тоже на средства церкви. Церковь, надо сказать, очень небедная организация.

    Ответ А.Р. на вопрос о том, возможно ли быть истинно верущим в нас просвещенный век? Конечно, вопрос спорный. Моя бабушка по материнской линии была истинно верущей. Начнем с того, что она сидела в тюрьме по политической статье за веру. Она была простой деревенской женщиной и далека была от всех достижений науки и техники. Зная современные достижения науки, я лично, не понимаю, как можно верить, что любимый человек, который умер, когда-нибудь воскреснет? Это просто обман. А ведь истинно верующие верят в это. Я здесь уже не говорю, что надо жить по Библии, соблюдать посты, не грешить, не делать людям зла, не убивать братьев наших меньших, не вести братоубийственные войны, не попадать под власть золотого тельца, список можно продолжить.

    ОтветитьУдалить
  18. Я вот сама не знаю, во что я, собственно говоря, верю. Может в силу, которая верит в нас, когда в нас уже никто не верит. Зато муж мой начал Библию читать, и она оставляет гораздо больше вопросов, чем ответов. Муж додалбывает меня, а я пытаюсь собрать все свои знания в кучу и дать хоть мало-мальски приличный ответ. А его все равно не устраивает. Дочитался до того, что теперь в субботу решил отдыхать. В Библии ничего про воскресенье нет, -все про субботний день. И как его переубедить?))

    ОтветитьУдалить
  19. Как всегда, Мария, отлично написанный пост и тема, на мой взгляд, очень интересная. Скажу лично о себе. Я не отношу себя к числу верущих, так как не была приобщена, не знаю к сожалению или нет, с детства к вере. Не думаю, что те из моих просвещенных коллег, кто причисляет себя к верущим, по существу являются ими. Это у них так - только налет религиозности. Да и как можно в наш просвещенный век быть истинно верущим, как были наши деды и прадеды? В настоящее время веру можно расматривать скорее как философию или своеобразное мировоззрение.

    К перечисленным вами причинам, которые заставляют обратиться к изучению религии, добавила еще бы стремление лучше понять мировую и русскую культуру. Всегда ощущала себя темной невеждой, рассматривая картины великих мастеров на религиозные темы, не представляя себе, а что же стоит за всеми этими образами?

    ОтветитьУдалить
  20. К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКГО ОБЩЕСТВА Насколько религиозна современная нам Россия? На этот вопрос можно дать разные ответы. Сначала представим себе, что мы захотели зайти в какой-нибудь московский храм на праздничное пасхальное богослужение. Так вот, имеется немалая вероятность того, что войти не удастся. Просто не хватит места. Все желающие не вмещаются.  Казалось бы, религиозность налицо! Но не будем торопиться с выводами. Попробуем узнать, сколько всего людей пришло на праздничное богослужение на Пасху или на Рождество. Мне такие данные на глаза попадались: в новостной заметке говорилось, что в нынешнем году ночное рождественское богослужение в Москве посетило около 80 тыс. человек (по данным московской милиции). Сравним эту цифру с населением Москвы. Что получается? В рождественскую ночь на праздничное богослужение прошло менее 1% москвичей! А теперь подумаем: МОЖНО ЛИ считать глубоко религиозным человека, который, причисляя себя к православным, не приходит на рождественское богослужение без каких-то очень значимых причин? Конечно, можно предположить, что милиция недосчитала (скажем, в 2 раза). Можно вспомнить, что в великие праздники богослужение может проводиться и дважды, и трижды (одна служба ночью и две утром). Можно даже попробовать учесть тех людей, которые выехали из Москвы перед Рождеством и пошли на праздник в подмосковный храм. И все равно, даже с максимальными натяжками больше, чем 720 тыс. человек, получить не удастся. То есть, на второй по значимости православный праздник пришло менее 10% жителей Москвы.

    ОтветитьУдалить
  21. Едва ли можно говорить про глубокую религиозность современной России. Этого просто нет. (Я постарался этот вывод обосновать.) Поэтому удивляться быстрому разложению российского общества не приходится.

    Что касается духовного развития отдельных людей, у меня, как у православного человека, нет сомнений, что подлинное духовное развитие человека происходит в Православной церкви.

    ОтветитьУдалить
  22. А.Р., возможно, конечно, что для человека верующего важно и принципиально считать свою религию единственно верной и правильной. Однако мне всегда казалось, что несмотря на то, что ИСТИНА-БОГ один, путей к нему может быть несколько, допустим, один из этих путей короче, другой в обход, но их несколько. И почему-то мне не по себе становится, когда говорят, что подлинное духовное развитие человека происходит лишь в православной церкви. Это как услышать, что русские самая лучшая в мире нация.  

    ОтветитьУдалить
  23. Мария, поверьте мне: я начинал как идейный атеист, продолжал в "плюралистическом духе" (примерно, как Вы сейчас), а потом пришел к тому, что истина ОДНА. Это не значит, что у католиков или у протестантов ни капельки истины не осталось. Это не так. Но истина христианства у них искажена в той или иной мере. (Остальные религии требуют отдельного разговора.)

    Опять же, мои убеждения не мешают мне, например, любить Клайва Льюиса. О многом он пишет очень верно.

    Насчет "русская нация - лучшая"... Ничего подобного утверждать не собираюсь. Есть свои достоинства, есть и недостатки. Если честно сказать, недостатков так много, что даже странно, что мы до сих пор существуем...

    ОтветитьУдалить
  24. Маша, любопытно, много ли в НЗ проживает евреев? или размеренный ритм этой страны им не подходит?
    И мусульман, должно быть, не много?
    Интересная страна - Новая Зеландия. Никогда ее особо не анализировала для себя, по причине невероятной удаленности от нас. Но любопытно, какие народы там живут кроме большинства. И про религию тоже интересно - когда я задумывалась об эмиграции, этот вопрос меня очень волновал - как жить в стране с другой религией? даже если это католицизм, вроде то же христианство. А Новая Зеландия, похоже, позволяет своим жителям настоящую свободу совести и вероисповедания!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роксана, в НЗ нет официальной религии, есть разные церкви, равно почитаемые, но одной доминирующей нет. Евреи мне здесь как-то не попадались, но думаю, в небольшом количестве есть и они. А мусульман много, мужчины в белом платье и женщины в хиджабе здесь никого не удивят. С нами на курсах одно время занималось три парня из Саудовской Аравии, так они то и дело выходили в соседнюю комнату молиться. Хотя всё это в основном студенты, приезжают на пару лет учиться, а потом обратно к себе.

      Удалить
    2. Спасибо! очень познавательно для меня! с удовольствием читаю дальше))

      Удалить