6 июня 2011 г.

Что станет с Россией через двести лет?

Через двести, триста лет жизнь на земле будет 
невообразимо прекрасной, изумительной.
 Чехов. Три сестры


На курсах в одной группе со мной занимается ещё шесть человек. Три парня и три девушки. Все из Колумбии. Одна из девушек по профессии фотограф, один из парней – кинорежиссёр, остальные четверо с техническим образованием. Все примерно одного со мной возраста, университет окончили года два-три назад. В Новую Зеландию приехали по студенческим визам специально учить язык. Большинство  живёт в новозеландских семьях, практикуя английский и в домашней обстановке в том числе. Уровень языка у каждого из них весьма приличный, желание его учить и свободно на нём разговаривать огромное, а это значит, ни одного пропущенного занятия, ни одного недовыполненного домашнего задания. Для чего всем этим ребятам нужен английский? Чтобы после окончания учёбы вернуться к себе домой и занять хорошую позицию в хорошей международной компании.
Жить в Колумбии непросто. В Колумбии коррупция, бюрократия, бандитизм, низкая заработная плата и проливные дожди по полгода. Разница между уровнем жизни в Колумбии и Новой Зеландии налицо. Каждый из шестерых моих одногруппников эту разницу видит и вслух о ней говорить не стесняется. А потому, когда наша преподавательница Пэт сетует на какой-нибудь новозеландский «беспредел», скажем, бюрократического характера, колумбийцы только посмеиваются и руками машут – да разве это беспредел? Вы нашего беспредела не видели!
У каждого из этих ребят на данный момент есть пусть и небольшая, но вполне реальная возможность остаться в Новой Зеландии легально. Однако ни один из них не собирается этой возможностью воспользоваться. Почему? Потому что Паолу дома ждёт большой белый пёс, который почти ничего не ест и воет по ночам на её фотографию. Потому что Элизабет не представляет своей жизни вдали от родных, которых у неё включая всех двоюродных и троюродных братьев, сестёр, тётушек и дядюшек добрая половина родного небольшого городка. Потому что Диего считает латиноамериканскую культуру самой лучшей, а Оскар просто любит свою страну.
Однажды на занятии, когда все всемером мы наперебой приводили примеры из жизни у себя дома, старательно убеждая друг друга в том, как непросто в сравнении с развитой Новой Зеландией жить в родных наших странах, Пэт, прекратив наш гомон, попросила поднять руку тех из нас, кто считает, что тяжёлая ситуация в его стране со временем изменится к лучшему, и жить, соответственно, станет легче. И что же вы думаете? Все шесть колумбийцев подняли руки!
Когда меня, оказавшуюся вдруг в меньшинстве, попросили свою позицию объяснить, я вполне искренне призналась, что давно уже в возрождение своей страны не верю и что, по моим наблюдениям, точно так же не верит в это и добрая половина моих соотечественников. Пэт в ответ поинтересовалась, что же станет, на мой взгляд, с Россией лет через двести. Что могла я ответить? Начала неуверенно рассуждать, что если моя страна и будет к тому времени ещё существовать, то окажется в десятки раз меньше, чем она есть сейчас, потому что какая-та её часть достанется японцам, которым Курилы, например, давно бы уже отдать пора, что-то отойдёт китайцем, что-то отделится и заживёт своей самостоятельной жизнью, охотно позабыв навязываемые столетиями русскую культуру и русский язык и тд и тп. И вот пока я подобными прогнозами занималась, Пэт, мои одногруппники, да и я сама - все мы обратили вдруг свои взоры на красующуюся на стене карту мира, и, в частности, на бескрайних размеров Россию, которая с десяток всех их Новозеландий и Колумбий вместе взятых легко могла бы в себя вместить. И внезапно так обидно, так грустно стало. Как будто я предательница и самым подлым образом Родину свою предаю, а они все, чужие мне и далёкие, молча и безучастно при гнусном этом событии присутствуют.
Как и во многих других странах, в России сотни кажущихся неразрешимыми проблем и вопросов. Однако главная наша проблема, разумеется, не в Путине, не в государственном устройстве или нечистых на руку чиновниках. Главная проблема, конечно же, в нас самих. Как писал Пелевин, в антирусском заговоре участвует всё взрослое население страны.
Смотрела как-то раз на канале Культура передачу про русское дворянство, про то, как здорово всё в те далёкие докоммунистические времена устроено было. Всё, за исключением одного-единственного момента - склонности к саморазрушению и самоуничтожению внутри самих представителей дворянства.
И Герцен, и Добролюбов, и Некрасов, зачем и почему все эти умные и образованные люди так яростно в своё время пилили сук, на котором сами же и сидели? Здоровая критика в отношении самих себя – это прекрасно и полезно. Но где граница между здоровой критикой и отречением от собственного я? Не является ли склонность к самоистреблению нашей русской национальной чертой и одновременно причиной всех наших бед и несчастий?

30 комментариев:

  1. Меня тоже убивает нынешнее состоянии нашей страны, но я как-то более оптимистично смотрю на ее будущее :) Если от нас и отделятся сев. кавказские республики, татарстан и т.п., все равно останется Россия - земля русских людей, которые еще пока не собрались с мыслями и не находят в себе силы активно бороться за будущее своей страны, и терпения - дурацкая наша черта - у нас слишком много, но небезразличных людей немало, тех, кто не надеется на лучшее будущее, а прилагает усилия, чтобы это лучшее будущее строить.

    ОтветитьУдалить
  2. В русском характере всегда была эта страсть к перемене мест. Русские - авантюристы по натуре. Вот отсюда и все наши беды. Но отсюда проистекают и наши достоинства.

    Не думаю, Мария, что можно делать какие - либо достоверные прогнозы даже на меньший срок, а тут 200 лет. В 1811 году все путешествовали в основном на лошадях, а сейчас техника так шагнула вперед, что такое даже и не снилось нашим предкам. Возьмем теперь 70-е годы 20 века. Никто тогда не мог предположить, что советский режим прекратит свое существование ...

    ОтветитьУдалить
  3. Марика и Нина, спасибо за интересные комментарии!

    Двести лет - это конечно чересчур большой срок, через двести лет возможно не только России со всеми её хроническими бедами, но и молоденькой Новой Зеландии в помине не будет. Но ведь интересно даже не то, что на самом деле случится - никто, сколько не предполагай, знать будущего не может - а что люди по этому поводу на настоящем своём этапе думают.

    Решила вот внести некоторые в текст дополнения, взяв эпиграфом слова из Чехова. Интересно, кто-нибудь рассуждает сейчас так же, как когда-то рассуждали герои Антона Павловича? Допустим, мы с мужем молодые авантюристы, как написала про русских Нина, и эмигрировали из станы именно по этой причине. Но ведь большинство русских эмигрантов, особенно те, что постарше нас и с детьми, эмигрируют вовсе не из-за того, что приключений захотелось, но потому, что ничего хорошего в будущем для своей страны не предполагают. А колумбийцы почему-то предполагают, хотя и у них в стране не всё сладко да гладко. Вот эта разница меня и печалит.

    Марика, я согласна, что небезразличных немало, они и среди моих знакомых есть, что очень радует, но, боюсь, что если вычесть из них уже уехавших - раз, собирающихся уехать - два, слабых и бытом раздавленных - три, много ли останется?

    ОтветитьУдалить
  4. Маша, моя точка зрения такова, что корень проблемы всегда лежит внутри каждого отдельно взятого человека. Если колумбийцы верят в то, что у их страны есть светлое будущее, значит, так оно и есть. Кстати, любая маленькая страна ценит себя, иначе она просто не выживет. Россия уж больно велика, велик разброд в умах ее детей. Если каждый возьмет на себя ответственность за нее - лучшей страны не найти. Но мы все от нее чего-то хотим. А сами что мы дали России? Собственно, эта наша любовь ругать ее и довело ее до такого состояния.
    Но никогда не поздно принять это и начать ее любить - она с благодарностью откликнется. Я тоже не всегда так думала, по молодости хотелось куда-то сбежать, но постепенно сознание меняется. Теперь я знаю, что судьба России, да и Земли - в моих руках. Я отвечаю за все.
    Мне очень понравился этот пост. Может, вы для того приехали в НЗ, чтобы научиться у колумбийцев любить свою Родину? Кто знает...

    ОтветитьУдалить
  5. Причина бед как раз в том, с чем боролись декабристы, Некрасов и др. - барстве и холопстве, двух сторонах одной медали - многовекового рабства. Крепостное право было отменено всего 150 лет назад, и с успехом было внедрено заново в сталинских лагерях. Вот отчего нашему народу присущи этот неизбывный фатализм и бездеятельность (или попросту "пофигизм"), живём одним днём и "под собою не чуя страны", в себя не верим и не уважаем ни себя, ни других. Пора уже начинать "выдавливать из себя по каплям раба" (тоже Чехов ;)!

    ОтветитьУдалить
  6. Tattina, спасибо за мнение, я тоже считаю, что спрос с каждого человека отдельный должен быть, безликая масса ни за что не отвечает. Насчёт же последнего замечания про колумбийцев - дай-то бог чего-нибудь хорошего мне в итоге от них перенять=)

    Annoushka,согласна, что боролились декабристы и иже с ними за свободу, против холопства и рабства. Вот только кажется мне, либо не так, как надо, боролись они, либо не на том акцент делали, что ли... потому что всё, что разрушить в итоге им удалось - режим (да и то какими средствами, какой ценой!), всё остальное, как сами вы совершенно правильно, на мой взгляд, написали, через некоторое время с успехом вновь объявилось, а значит и уничтожено не было. Тот путь, на который указывает либеральный Чехов, в этом смысле и правильнее, и вернее, потому что не по верхушкам бьёт, а в самую серёдку. Поэтому вполне поддерживаю вас, Annoushka, в вашем призыве - будемте же читать Чехова и всё рабское из себя выдавливать!

    ОтветитьУдалить
  7. Маша, я вот не поверишь, вернулась сегодня с деревни близлежащей и маме с порога заявляю,что этой стране осталось жить немного -нам хватит и детям нашим, а что потом... и я тоже чувствую себя предателем, но бить пяткой в грудь вопить, что дескать матушка родина возрождается я не буду. пусть это делают те, кто в это верить ли хочет верить. но я уверена - будущего у страны нет. и очень жаль и горько это осознавать.

    ОтветитьУдалить
  8. Хочу поблагодарить Вас, Мария, за интересные заметки. Но почему Вы так пессимистично настроены? Кстати, согласен с Чеховым в том отношении, что начинать надо с себя и по капле выдавливать из себя всяческую дрянь. А.Р.

    ОтветитьУдалить
  9. Мария, называя вещи своими именами, не авантюризм и страсть к перемене мест гонит русских людей по свету, а банальное желание жить хорошо здесь и сейчас. В России этого нет, по ряду причин, потому и едут кто куда.
    На мой взгляд, все революционные движения в Росии страдали тем, что были недовольны и готовы были разрушить то, что имелось, а вот предложить что-то реально стоящее взамен - этого ни у кого не было. Рушили и на осколках пытались слепить абы что. Вот и долепились! Потому, как и последний разворот в сторону демократии не сильно от всего остального отличается... Чего-то нам всем хочется другого, но чего - не понимаем.
    Абсолютно согласна с Татьяной. Не хаять страну, руководителей и обстоятельства, а каждому заниматься собой надо. Мы изменимся и мир вокруг нас станет светлым, и ясным. Потому, как если не мы, то кто же его сделал таким, каков он есть-то?

    ОтветитьУдалить
  10. Ксюша, помню, к концу первого контракта на кораблях я на полном серьёзе загорелась по возвращении домой в деревню жить отправиться - так меня на тот момент успешные и холеные туристы достали. Даже мужа идеей этой почти заразила. Вот накопим, - рассуждали мы - контракта за два денег на дом, уедем в глубинку подальше ото всех, пойдём в школу работать, сад свой вырастим и тд и тп. А потом вернулась, в деревне у родных побывала, на пьяных нищих старух и диких детей посмотрела и решила, что нет, не смогу. Вот такой из меня альтруист никудышный)

    А.Р., спасибо, что читаете, мне действительно очень приятно. Я и сама не знаю, откуда корни моих пессимистических настроений, может быть, не вижу чего-то, недопонимаю, рада буду в этом случае свою точку зрения изменить. А Вы в отношении России оптимистично настроены? Думаете, удастся нашей нации раба из себя в конце концов выдавить?

    Марианна, согласна со всем, вот только за эмигрантов заступлюсь. Разве за хорошей жизнью они едут? Те, кто хочет хорошей и красивой жизни, никуда не едет - к чему лишние трудности? - но ворует и взятки берёт. Эмигранты же не на готовенькое приезжают, но, как правило, с нуля всё начинают, а на это ещё далеко не каждый отважится. Вот у меня, например, хорошая разве сейчас жизнь - работаю абы где, при общении с людьми на равных из-за языка себя не чувствую, чего уж хорошего=) Однако, как бы тяжело на данном этапе ни было, здесь у меня есть вера в то, что если я очень постараюсь, то смогу честным трудом всего сама достичь - и язык выучить, и образование получить, и на работу интересную устроиться, и дом свой построить. Потому что я вижу подобные примеры, вижу, что это возможно. В России же для меня пример, скажем, мой папа, который после десяти лет работы учителем в школе, ушел работать на завод, потому что там платят больше. Разумеется, за всех не скажешь, эмигранты разные бывают, но, на мой взгляд, в большинстве своём это всё-таки не те, кто лёгких путей и хорошей жизни ищет, но те, кто, во-первых, хочет играть честно и по правилам; во-вторых, недостаточный альтруист для того, чтобы ради чего-то призрачного, во что и сам, положа руку на сердце, не верит, крест на своей жизни поставить.

    ОтветитьУдалить
  11. Мария, мое имя - Алексей. Оптимистично я настроен в отношении России или пессимистично? Трудно сказать. Ни то, ни другое не подходит.

    Ни я, ни Вы не можем знать, что будет. У Вас есть заметка под названием "10 лет тому назад" (надеюсь, не перепутал?), в которой Вы пишете, что не могли и предполагать, что будет с Вами через 10 лет. Попробуем вместе со мной отправиться в прошлое на чуть больший срок (на 30 лет), и поглядеть оттуда на сегодяшний день и на то, что происходило в промежутке. Так вот, все то, что произошло со страной и со мной за эти годы, с моей тогдашней точки зрения на мир является СОВЕРШЕННО невозможным.

    И не так-то просто сказать, хороши или плохи эти изменения. Потому что, без сомнения, есть и то, и другое.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  12. К ВОПРОСУ О РАБСТВЕ
    "Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете." (Ин.,8,34-36)

    ОтветитьУдалить
  13. Алексей, простите, ошиблась из-за совпадения инициалов, как только оплошность свою поняла - сразу же исправила. Спасибо за разъяснение своей позиции, с ней действительно не поспоришь."Нам не дано предугадать..." Похожее мнение высказывала уже Нина, и я уже ответила выше, что полностью согласна, однако вне зависимости от того, как на самом деле всё будет, интересны позиции людей в настоящем. Ну и разумеется, Вы правы в том, что однозначную оценку даже и произошедшим изменениям дать весьма трудно, что уж о прогнозах говорить.

    ОтветитьУдалить
  14. Читаю сейчас Солженицина "Архипелаг ГУЛАГ". То, что стало, лучше того, что было. Думаю, что за двести лет, народу удастся восстановиться от потерь прошлого.

    ОтветитьУдалить
  15. Для меня ключевым словом является "чувство собственного достоинства". Давно интересуюсь тем, откуда оно появляется и как исчезает/изничтожается. Некоторым везёт, и они рождаются в стране (например, Франции), где это понятие впитывается с молоком матери и за него уже не надо бороться, предшественники постарались. А другим (нам, русским) его надо завоёвывать, и может быть не одно поколение на это уйдёт.
    Вот тут очень интересные воспоминания ветерана Второй Мировой Анатолия Черняева,
    http://novayagazeta.ru/data/2010/038/20.html
    рекомендую читать полностью, но вот только одна коротенькая цитата по теме: "Они как свободные люди воевали… Они повидали все. Они нажили новое человеческое достоинство. Сталин правильно боялся этого поколения".
    Мои выводы: чувство собственного достоинства появляется у того, кто сделал (или делает постоянно) что-то важное и нужное для других, сам, не по приказу и не для наживы, поэтому винить Герцена и прочих мыслителей "они не так боролись, они пилили сук..." нецелесообразно, дорогая Маша, и несправедливо, исполнителями были не они (это как Ницше ставить в вину нацизм). А если винить всех и вся, всё так и будет опять по Некрасову: "вот приедет барин, барин нас рассудит".
    И вот такой у меня к вам не очень приятный вопрос (себе такой же задавала): вы говорите, что не чувствуете себя с людьми на равных, может быть это и не от недостаточного владения языком?
    А "предыдущий оратор" очень оптимистичен, можно по-конкретней, КАК именно восстанавливать будем? Я уже давно покинула родину, и бываю слишком редко, чтобы судить о реальных подвижках: в литературе/СМИ, образовании, появлении гражданского общества? У меня вот есть один пример: волонтёры "Старости в радость", возвращающие старикам хоть толику человеческого тепла и опять же достоинства.

    ОтветитьУдалить
  16. А почему нельзя винить Герцена? Непонятно. Вот уж он-то, пожалуй, в число тех, кто "подпиливал сук", точно входит.

    "Ах, декабристы, не будите Герцена!
    Нельзя в России никого будить."
    (Наум Коржавин)

    Впрочем, эти строки стихотворения Коржавина вряд ли понятны тому, кто не учился в школе в советское время...

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  17. (к предыдущему комментарию)

    У Достоевского в "Братьях Карамазовых" Иван Карамазов лишь рассуждает и философствует. Убивает - лакей Смердяков.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  18. Мне понравился пример с Карамазовыми. В смерти отца у Достоевского все сыновья виноваты, даже полусвятой Алёша - за то, что бездействовал, мечтая о "скором подвиге". Что уж говорить об Иване, которому сам чёрт является! Не могу согласиться с тем, что идеологи (да пусть бы даже и Ницше) ни за что не отвечают. С каждого свой спрос.

    ОтветитьУдалить
  19. Я считаю, что всё дело в великорусском шовинизме. Никогда Россия не будет жить хорошо, пока в её составе будут другие большие этнические группы, которых русские (ни для кого не секрет) считают вторым сортом. А это и Средняя Азия и Кавказ и Сибирь с Дальним Востоком. В конце-концов это большое образование распадётся. И только тогда, когда России нечем будет шантажтровать другие государства, они научатся жить в мире с соседями. И может быть их даже станут уважать, и они научаться уважать самих себя.

    ОтветитьУдалить
  20. А.Р.
    Винить - МОЖНО, кого пожелаете: Герцена, Путина, маму с папой и так до бесконечности. Только смысла в этом абсолютно никакого нет, лучше - действовать. Если у вас есть видение того, как "оно должно быть", выращивайте свой собственный сук, чем жалеть об отпиленных.
    Мария
    Идеологи и прочие мыслители ответственны конечно, но на мой взгляд в гораздо меньшей мере чем те, кто безвольно даёт собой править (перекладывая, кстати, ответственность за происходящее на правителей, так ведь проще?).
    Мои сограждане, французы, например, чуть что бастуют, выходят на манифестации и заявляют о своём несогласии с ими же всенародно избранной властью. Возможно такое в России, где и сами выборы - мерзкий балаган?

    ОтветитьУдалить
  21. Аннушка, слово «винить» мне и самому не нравится. Давайте я лучше соглашусь с Марией и скажу, что теоретик-идеолог несет ответственность за итоги воплощения своих идей. (Иван Карамазов и есть образ такого теоретика. Достоевский очень многое предвидел…)

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  22. (продолжение)

    Что касается манифестаций в знак несогласия с действиями власти, то в России они возможны. Например, в декабре прошлого года, после убийства выходцами с Северного Кавказа болельщика «Спартака» Егора Свиридова, на Манежной площади состоялась массовая (несколько тысяч человек) манифестация футбольных фанатов. Свое несогласие и недовольство они выражали не только словами, но и действием, из-за чего от побоев пострадало несколько десятков человек неславянской наружности.
    Через несколько дней милиция предотвратила ответную акцию выходцев с Северного Кавказа, которую предполагалось провести в районе Киевского вокзала.
    Моя знакомая казашка, которая в те дни приехала в Москву по своим делам, по большей части отсиживалась в гостинице…

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  23. (продолжение)

    Собственно, моя мысль проста: манифестации в знак недовольства властью не являются благом САМИ ПО СЕБЕ, безотносительно к обстоятельствам, даже если недовольство обосновано. Потому что проявление недовольства (даже если оно обосновано) может принять, скажем так, нецивилизованный вид.

    Итак, Манежная площадь приведена как пример отрицательный. Есть ли положительные примеры (митингов, манифестаций и т.п.)? Да, такого рода примеры есть, но события эти не такие масштабные...

    Могу указать на деятельность по борьбе с абортами центра «За жизнь» (http://www.za-zhizn.ru/). Они даже автопробеги против абортов устраивают. Но не собирают они пока тысячи участников…

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  24. Всех поздравляю с Днем Святой Троицы!

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  25. А.Р.
    Ваши примеры никак не соответствуют протесту против действий или решений власти (например, принятие нового закона) и, признаюсь, вселяют в меня ещё большие опасения за будущее родины: футбольные фанаты, бритоголовые, религиозные фанатики, а также борцы с абортами (лучше бы они свою энергию и мат. средства потратили на пропаганду противозачаточных средств) - только они способны в нынешней России на манифестации?
    Маша, извините, что на вашем личном блоге так "разговорилась", удаляюсь.

    ОтветитьУдалить
  26. Аннушка, куда тратить энергию - на борьбу с абортами или на пропаганду противозачаточных средств, каждый решает сам. Извините, что разочаровал Вас своими примерами. (Мне кажется, я указал, что пример с футбольными фанатами отрицательный.)

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  27. Алексей, спасибо за поздравление, Вас тоже с Троицей!

    Annoushka, не стоит извиняться, мне было очень интересно понаблюдать за дискуссией.

    ОтветитьУдалить
  28. Мария, благодарю Вас за поздравление! Не наскучили Вам мои комментарии? Тем более от изначальной и широкой темы "Что будет с Россией?" мы ушли далеко в сторону и перешли к гораздо более узкой теме массовых акций... (Кстати, нашел интересную информацию по этой теме. Жаль, что Аннушка откланялась.)

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  29. А.Р., с интересом Ваши мнения и аргументы читаю и впредь надеюсь продолжать их читать.

    ОтветитьУдалить
  30. Вспоминается другое - "Какая ж сволочь разбудила Ленина,
                                         Кому мешало, что ребенок спит!

    ОтветитьУдалить