30 апреля 2013 г.

Какой из меня препод


А вот и не плохой, судя по тому, что пятеро из шести моих студентов изъявили желание продолжить занятия, так что впереди нас ждёт ещё один увлекательнейший полуторамесячный курс русского как иностранного со всеми вытекающими из него склонениями, спряжениями и падежами.
А ведь я знаю, что на собеседовании не сильно понравилась Ричарду – без опыта работы, на вопрос, как бы я организовала урок - общие фразы, где буду брать материал – в библиотеке, почему хочу преподавать – давно хотела попробовать. Тем не менее специалисты по русскому языку на новозеландских дорогах не валяются, к тому же мне дали отличные рекомендации с кафедры, а уж когда стало известно, что я ещё и сотрудник университета, сомневающийся Ричард решил-таки рискнуть. Так я получила своих первых и, хотелось бы верить, не последних студентов.   
И кто бы мог подумать, как сильно мне понравится преподавать. Гораздо сильнее, чем работать в офисе, пусть даже в моём случае это офис университета. Силы чёрт его знает откуда берутся, и два часа пролетают на одном дыхании, какой бы уставшей и вымотанной накануне нашего вечернего занятия я себе не казалась.  
А какое это удовольствие чувствовать, как каждый новый урок, каждая новая практика оттачивает в тебе (да в общем-то всё равно кого, но в данном случае) учителя, со своими маразмами привычками, причудами. Не без удивления, например, обнаружила, что до безумия люблю писать на доске - настолько, что за шесть наших занятий уже успела прикончить упаковку маркеров. Таблички, схемы, примеры, стрелочки – иногда всерьёз думаю, уж не умер ли во мне математик. Всё та же доска замечательно выручает, если не хватает английского ответить на очередной каверзный вопрос от Винстона (по прозвищу “тысяча и один вопрос”). “Обратимся к примеру” и поехали.
Не исключено, что корни моего удовлетворения от преподавания не столько в самой деятельности, сколько в студентах – взрослых тётечках и дядечках, кого нет необходимости дисциплинировать и мотивировать. Никто их ходить на курсы не заставлял, никто здесь не держит, оценки не ставит. Наверное, это и есть те самые идеальные условия при которых рождается живой неподдельный интерес к предмету, чего моим подопечным совершенно точно не занимать. Да взять хотя бы того же Винстона. Писали вчера итоговый тест, к концу занятия как и положено все сдали работы. Все, но не Винстон. Семидесятилетний Винстон попросил дать ему чуть больше времени, чтобы закончить. Ну разве откажешь? Так и просидели с ним целый лишний час (я не преувеличиваю, ровно час). Раскрасневшийся дедушка Винстон с высунутым от усердия языком, обложенный учебниками, словарями и раздаточным материалом и безотказный препод Маша, клюющая носом за столом напротив.  

P.S. Несколько перлов от моих любимчиков. Рука не поднимается править.



23 комментария:

  1. Ох, такой пост! С удовольствием прочитала)) Рада очень за тебя, Маш.
    Перлы прекрасны! Особенно про «мой мужчин».

    Я согласна, что именно момент личной мотивированности твоих студентов влияет на твой энтузиазм и твое вдохновение. Гораздо легче и приятнее отдавать, когда знаешь, что человеку это действительно нужно, что он сам к этому стремится. Губка впитывает воду, а камни — нет)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё верно, Лер, лишь бы их мотивация подольше не пропадала, глядишь, и моя не пропадёт.

      Удалить
  2. Блин, написала комментарий, а он опять исчез...
    Письма просто чудесные! какой же русский сложный оказывается! хорошо, что нам он родной.
    И как я рада, что тебе нравится преподавать) а если еще и студенты мотивированы, то вообще сплошное удовольствие! Удачи тебе и радости от работы, Маша)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сложный, но не сложнее финского :) Спасибо, Ксюш, верю, что и у тебя в самом ближайшем будущем появятся интересные перспективы в отношении работы.

      Удалить
  3. Маш, это здорово!!!КОгда работа приносит удовольствие! Я больше воспитатель чем преподаватель:) Перлы смешные, стараются ребята!!!:) Очень даже не плохо:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я больше филолог, чем преподаватель, то бишь и чтец, и жнец и на дуде игрец :) Спасибо, Настя, передам своим "ребятам" :)

      Удалить
  4. Маша, мне твой Винстон Джонович приснился два дня назад в роли индейца, плывущего по реке в чёрно-белом кино (в общем, в образе Джони Деппа в Мертвеце). Очень зацепило - одновременно и смешной и щемящий рассказ у него получился. А по сути - я тебе уже говорила, что ты по жизни учитель, так что нечего удивляться, что всё успешно. Умница!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ого, какая ты восприимчивая, Алёна. Фильм кстати классный. У этого же режиссера есть "Ночь на земле" - один из моих любимых. Там между прочим и Нью-Йорк показывают, и Хельсинки. Очень советую, если не видела (ну вот, я опять включила учителя ;))

      Удалить
  5. Маша - ты наша гордость!))...или: гордость наша! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Второй вариант рифмуется лучше :) Спасибо, Олга, мы сегодня весь день над вашими с Жестью шедеврами улыбаемся. Эх, скорей бы уже.

      Удалить
  6. Я знала, я знала, что все у тебя получится! :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нила. Я не знала, но надеялась :) Теперь надеюсь, что и дальше будет получаться.

      Удалить
  7. Обалдеть! Они за два месяца уже рассказы пишут! Маш, ну ты настоящий Учитель! Поздравляю , результаты учеников говорят сами за себя. Ты новичков берёшь ? У нас есть знакомый киви он немного понимает , но хотел бы более реально выучить русский. Хочу порекомендовать тебя. Привет Лара

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не за два месяца, а шесть занятий:P Новичок пусть обращается, вот только не знаю, потянет ли он с группой, мы уже род, два спряжения и целый родительный падеж одолели. В понедельник предложный со всеми вытекающими из него предлогами :)

      Удалить
    2. Потрясающий пост, особенно зацепили работы студентов. Сочинение о семье, в которой все мертвые - прям дневник Тани Савичевой... Спасибо за интересный блог!

      Удалить
    3. Пожалуйста и спасибо! Про семью однозначно шедевр - хоть смейся, хоть плачь.

      Удалить
  8. Со студентами и, правда, повезло. Мои вот совсем немотивированные. Занимаемся, а КПД какой-то небольшой.
    Но в целом мне тоже нравится преподавать, хотя иногда они сильно достают (особенно туркмены, которые по-русски плохо говорят). Пока еще пытаюсь искать к ним подходы, чем-то заинтересовывать, рисовать на доске :))) Только мы рисуем мелом, как в старые добрые времена :)
    А твои студенты, Маша, пишут почти также, как и мои туркмены пишут коллоквиумы. Но твои-то всего 6 занятий учатся. А мои уже два года учатся в универе,а многие учили русский в школе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, всякие бывают. Конечно, для универа нужен уже хороший уровень языка (и мотивации тоже!), иначе какой толк в учёбе, если не понимаешь и не можешь/хочешь объясниться. Хотя в целом я спокойно отношусь к ошибкам иностранцев - сама их делаю, а ведь английский гораздо проще русского.

      Удалить
  9. Маша, я когда начала читать пост, сразу подумала про то, что у тебя аудитория подходящая) Это не дети, которым вообще ничего не нужно, а вполне сформировавшиеся люди, которые знают, чего хотят - широкое поле для раскрытия потенциала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты права, я не работала с детьми, но могу представить, насколько там всё по-другому. Со взрослыми гораздо легче - часто задумываюсь об этом в ходе урока.

      Удалить
  10. Маша, тебе конечно повезло, но гораздо больше повезло твоим первым ученикам!
    Поверь, так выкладываться и отдавать всю себя ты больше не будешь никогда. По крайней мере так было у меня. На мой взгляд, это хорошо, что ты не педагог, твои объяснения и подача материала будут оригинальнее и эффективнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я и сама об этом думала, а ещё думала, как страшно, когда этот запал пропадает. Наверное, самый правильный выход в таком случае - уходить из профессии, пробовать что-то новое. Говорят же, в среднем человек меняет за жизнь до пяти видов работ. Неспроста, видимо.

      Удалить
  11. Couldn't stop laughing - vse mertvie, vot i vse :) These kind of creations will be forever in your memory, in a way your own creations Masha! I'm glad you are enjoying it, and they are doing a very nice job with the help of a very nice teacher!

    ОтветитьУдалить