15 ноября 2013 г.

Про школу

Быть учеником одно, учителем другое, работать с учителями – третье. Хотела, но передумала написать о том, как каждый божий день учителя выносят мне мозг. Напишу лучше о том, какими классными они могут быть, а могут и не бытьУмные, красивые, вдохновлённые и вдохновляющие, на своём месте и в своём амплуа. Разумеется, не все, и разумеется, не всегда, но как минимум на вчерашней конференции, что наконец-то состоялась, предварительно вытрепав все мои нервы. Ведь быть на конференции зрителем одно, выступающим другое, организатором – третье.
Участники и почётные гости - учителя иностранных языков с самых разных школ и городов. Все те, кто в разное время и при разных обстоятельствах не поленился пройти одну из предлагаемых нашим проектом программ по улучшению качества преподавания в школе. Программа существует с 2005 года и неплохо за это время прижилась на новозеландской почве. Суть её проста, в научных кругах давно обмусолена и в целом отвечает общим тенденциям современного западного мира, согласно которым, учитель не царь и не бог и не центр вселенной, а тупых учеников не бывает, бывают неудачные методики.
Как тут не вспомнить и не сравнить со старой доброй своей школой. Где зубрили наизусть параграфы, писали бесконечные контрольные, боялись доски, боялись учителя. А как на меня взъелись родители одноклассников, когда в девятом классе при поддержке классного руководителя предложила создать факультативы по желанию вместо обязательной углубленной программы по всем на свете предметам для всего класса.
Говорили, как же это я могу знать, что мне на самом деле нужно. Говорили, на всякий случай учить следует всё. Говорили, никогда не угадаешь, что пригодится в жизни. И вот наконец, ну надо же, выясняется, что всё это в корне неправильно. А ведь я всегда знала, что неправильно, и особенно знаю сейчас, когда пытаюсь хоть что-то вспомнить из никогда не любимых физики, химии или биологии.
Трудное не нужно, нужное не трудно. Но раз всегда знала, зачем же зубрила все эти скучные непонятные предметы, лишь бы были пятёрки, лишь бы быть как все и даже лучше чем все. Неправильные ценности неправильной системы? Какой была бы я отучись в современной новозеландской школе? Почему-то мне не кажется, что глупее и наглее, как пророчили и пророчат недовольные. Почему-то мне кажется, что раскрепощеннее, смелее, увереннее в себе и своих способностях. И может быть даже счастливее.

29 комментариев:

  1. Маш, а на каком этапе обучения, возможно выяснить склонности человека? Я не уверенна, что в каждом типовом школьнике присутствует такая сознательность.... Я вот например наоборот инженерного математического склада, но исключить из своей жизни русскую историю или русскую литературу считала бы не правильным.. Не совсем поняла про построение учебной программы при таком индивидуальном подходе..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, я так понимаю, что именно из-за отсутствия сознательности, о которой ты пишешь, новозеландским деткам в принципе не предлагают углубленного изучения чего-либо на школьном уровне. И знаешь, я бы может быть тоже с удовольствием ходила на физику или химию, если бы вместо скучных учительских разъяснений, зубрёжки и контрольных на оценку, мы играли, ставили опыты, сценки, делали проекты и прочее, чем здесь занимаются в школах. Получается, главная цель не впихнуть как можно больше знаний по принципу "всё в жизни пригодится", но создать живую творческую обстановку, способствующую раскрытию талантов и способностей каждого из учеников. А вот когда талант забрезжит, тут уже и индивидуальный подход и дополнительные нагрузки. Я так это вижу.

      Удалить
    2. Применимо к России - у нас сейчас, на мой взгляд, избыток информации по телевидению, излишняя реклама, социальные трудности и пр, все это провоцирует на агрессию, люди ожесточенные и дети тоже, много шума и отсутствие порядка. Хотелось бы, чтобы школа была неким культурным центром, комфортным для каждого ребенка. Хотелось бы, чтобы школа дисциплинировала..
      Немножко мы говорим на разных языках, потому что разные страны.. Образование должно быть вкупе со всеми государственными службами и все действия должны быть направлены на достижение общей цели, это на мой взгляд. А у нас в любой социально-значимой сфере кромешный бардак....

      Удалить
  2. Маша, ты, наверное, имеешь ввиду именно углубленное изучение всех предметов, а не исключение их совсем? Ну это по типу американской системы, где в старших классах ты сам себе набираешь предметы, а не все подряд. Я, если честно, задумалась и поняла, что точно бы набрала все имеющиеся. Потому что я до сих пор не понимаю кто я - физик или лирик. У нас в школе-гимназии, где я училась, было деление по классам - математический (где я училась), гуманитарный и биологический. Разница была в количестве и качестве обучения соответствующим предметам. А если бы мне дали на выбор - углубленное изучение всех или факультативы по желанию, я бы скорее выбрала первый вариант. Я одинаково любила и математику и физику и литературу и историю. Как тут определиться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, в том-то и дело, что ты такая, а я другая, и именно поэтому должен быть выбор. Вот честно, меня восхищали и восхищают такие как ты универсалы, но при этом в жизни как-то очень редко они мне встречаются. И кстати, получается, что тебе тоже не подходила наша школьная система, ведь ты хотела учить всё, а учила математику, а вот будь у тебя выбор, то и возможностей развиваться разносторонне было бы больше. Хочешь много разных факультативов - да как же замечательно это!

      Но ведь есть и такие как я, про кого класса с седьмого понятно - гуманитарий. При том, что с пятого по девятый я училась в физико-математическом классе с каким-то невероятным количеством часов физики и математики в неделю. А всё потому, что наш класс был единственным сильным и способным в школе, тогда как в соседний "гуманитарный" шли двоечники не тянувшие программу. И я часто сравниваю себя с Димой, таким же гуманитарием, кто учился в английском лицее, где математики не было вообще. Что помню из алгебры и геометрии я, кто так много их учил и даже умудрялся получать хорошие оценки, и Дима, кто не учил их совсем. Боюсь, на сегодняшний день наши познания в этой сфере одинаково равны нулю. Потому что не приживётся зерно на дурной почве. Зато хорошо помню художественные книги, что читала во время летних каникул и какое удовольствие они мне доставляли, как рисовала глaвных героев и кем только себя не представляла. И вот я думаю, что будь в моём детстве побольше таких книг и поменьше нелюбимой математики, я бы ничего не потеряла точно.

      Удалить
    2. вот вот! Маша, у нас точно так же было, все более-менее учились в моем математическом классе, а все остальные - в других )) то есть тоже довольно условное деление. Кстати, у нас не была одна математика, её было просто больше, чем у остальных. И сколько себя помню, я участвовала во всех конкурсах на сочинения, во всех олимпиадах по истории. А вот в математике я уж точно гением не была. Тут, наверное, критика справедлива ко всей нашей системе образования, к затурканым учителям, которым в принципе пофиг на детей, какие уж там песни и пляски. Но, я думаю, хотя бы один учитель у каждого из нас встречался такой, что заражал предметом. Мне кажется, именно в этом проблема. В том, что учителя в основном не горят своим делом. Я просто вспоминаю даже своих одноклассников, кто пошёл учится в ПЕД только потому, что не смогли поступить в другие вузы. И могу припомнить только одну Ксюшу, кто поистине любит своё дело и горит им. В общем, я хочу сказать о том, что очень и очень многое зависит от учителя. Даже в самой технической и мегасложной теме можно найти столько творчества - да вся математика это сплошное творчество и полёт фантазии. Просто надо об этом правильно рассказать.

      Удалить
    3. Я вот подумала, что процент талантливых и не очень учителей в каждой стране примерно одинаковый. Ну не бывает такого, чтобы все талантливые, откуда ж их взять-то. Да и в любой профессии наверное так, есть с горящими глазами, есть обычные. Но ведь кроме учителей существует ещё и принятая система образования, шаблон, по которому учителя, талантливые и не очень, работают и который, насколько я могу судить, в России устарел очень, и вот это как раз то, что, на мой взгляд, поменять можно и нужно.

      Удалить
    4. Я соглашусь, что многое зависит от учителя! В нашей школе была (и есть) потрясающая учитель биологии, поэтому биологию у нас знали все)) Было очень интересно! Потрясающий учитель черчения, но тут надо соображать... Казалось бы - такие "неважные" предметы, а я все помню и люблю до сих пор, и пригождается!
      У меня тоже одинаково хорошо шли и математика и русский, но постоянно было ощущение (особенно в старших классах), что я могу больше (особенно по математике), а мне недодают.
      Я не знаю как в Новой Зеландии, а в России с образованием сейчас полный провал, очень боюсь за своих детей, скоро нам в школу, присматриваюсь к учебный программам, учителям - какой-то тупик! Кто суетится (из родителей) у того более-менее все хорошо, но меня пугает, что основная масса плывет по течению, а это - абсолютно неграмотное общество в будущем, влекущее множество последствий для всех...

      Удалить
    5. Таня, ты сто раз права, когда разграничиваешь - так в НЗ, а в России так. И я конечно несколько отвлеченно рассуждаю, я не в России и детей у меня нет. Тогда как твои переживания частные и конкретные - твоим, а не чужим детям в школу, и не новозеландскую или какую другую, но российскую школу. И ты знаешь, я попробовала представить, вот я мама в России и как бы я себя вела. Не подумай, это не руководство к действию, просто я пытаюсь представить.

      Мне кажется, живи я в России, я бы ни за что не отдала детей в обычную общеобразовательную школу по принципу что к дому ближе (в какую сама кстати ходила). Не то, что бы у меня был плохой личный опыт, наоборот, было много хорошего, были любимые учителя, друзья, бурная общественная деятельность и прочее. Но сейчас будучи взрослой сама, я знаю, что можно лучше, даже и в России.

      В универе у нас была учительская практика в частной гуманитарной школе, и я помню, насколько удивилась увидев там других детей, не таких, какой была я и мои одноклассники или соседские дети, двоюродные братья и сестры, кто младше, но из такой же как и я простой школы. Те дети современные, знают не только школьную программу, но зарубежных авторов, смотрят современное кино, ходят на выставки, читают просто для себя, а не то, что задают, могут поддержать самые разные темы. Мои же знания, насколько я помню, на момент 10-11 класса ограничивались одной учебной программой, я не была в курсе и не интересовалась тем, что происходит в реальном современном мире. И дело не только в том, что когда училась я, интернета не было, а теперь он есть. Я специально уточнила, что знаю современных детей, кто всё такой же “несовременный” и знаю учителей, кто их учит и кто всё так же оторван от реальности как и десять лет назад.

      Я думаю, что выбрала бы школу, ориентированную на западную систему образования, с молодыми учителями и начальством, с кем совпали бы мои собственные взгляды на жизнь в том числе, и ни за что бы не допустила, чтобы моих детей учили советские бабушки, религиозные, партийные и прочие фанатики, а сколько их в последнее время развелось, да даже и среди молодых.

      А дисциплина и порядок это второстепенное, мне кажется, само собой вытекающее. Контент важнее.

      Удалить
  3. Маша,у меня целых три взгляда на этот вопрос -сначала училась я сама, потом я была учителем, а теперь учится мой сын -любимый мальчик)) Когда училась я сама никакого разделения в помине не было и моя гуманитарность меня не избавила от экзамена по химии и физике. Когда учила я - мне хотелось научить тех, кому нужна моя любимая история , а остальных отпустить с Богом - пусть займутся тем, что им интересно. А сейчас учится мой сын и что же -ему интересна биология, мы ориентируем его на медицину, но сегодня он взял и выбрал олимпиаду по истории - гены семейные взыграли))) Так что же сейчас для него важно -не знаю, и думаю, что пусть будет все - а чуть-чуть подрастет - разберется. А мы, родители, уже под него подстроимся. Я по-прежнему думаю, что добиться чего-нибудь в жизни человек может только в той области, для которой он предназначен. Но понять это в 14-17 лет очень трудно, очень редко у кого бывает такое раннее призвание - нужно время, чтобы в себе разобраться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Anais, спасибо, интересно. Конечно, люди до конца жизни себя ищут, пробуют разное, какой уж там определиться в школьном возрасте. Но плохо, как ни крути, если школа давит, навязывает, тем более, когда траектория интересов налицо. Мне кажется, если к ребёнку с детства прислушиваться, он сам себя слышать быстрее научится. А мальчик молодец! Удачи ему! Мне тоже история всегда нравилась.

      Удалить
  4. Впомине пишется вместе, правда, это наречие?))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насколько мне известно, раздельно. Наречия они такие непредсказуемые :)

      Удалить
  5. Маш, я считаю, что в и в том, и в другом подходе есть зерно истины. Нужно и то, и другое и в правильных пропорциях.

    Я училась с замечатальной школе и с интересными учителями и если о чем и жалею, то о том, что было мало :) Мне не очень нравится играть на уроках, и преподавание в виде лекции (то, что сейчас считается чуть ли не педагогическим преступлением) мне очень близко. Но хорошую лекцию могут прочитать редкие специалисты - это другой вопрос. Я иногда чувствую, что западная система меня точно так же "не учитывает", предлагая чрезмерную интерактивность и очень мало "сути". Чаще всего после тренинговых и обучающих программ у меня остается впечатление: почему так поверхностно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, меня терзали те же сомнения, и я их совсем недавно озвучила нашей менеджеру, кто инициатор и организатор проекта и сама школьный учитель с большииим стажем. Так вот она сразу разграничила школу и университет. Сказала, что тоже предпочитает хорошую лекцию интерактиву, НО в университете и никак не школе. Если студент не способен высидеть часовую лекцию, то ему скорее всего не место в вузе, что нельзя сказать о ребёнке, кому концентрироваться сложнее. И кстати, у нас в универе лекции всё так же читают, у вас нет?

      Ощущение поверхностности, о котором ты пишешь, мне тоже знакомо, но с другой стороны, такого рода тренинги-интерактивы подразумевают много часов на самообразование. В результате, я бы не сказала, что учиться здесь легче. Чтобы получить оценку А+ (которую я ещё не получила ни за одно своё эссе) нужно я не знаю как выложиться. У нас же пятёрки раздавали только так, написал работу, сдал вовремя, получи. Здесь требуют аргумент, чёткую логику, собственную точку зрения, что конечно сложнее.

      Удалить
  6. Вообще, это очень обширная тема, так вот сразу не скажешь. Хорошо, когда на пути попадется УЧИТЕЛЬ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. обширная, и я точно так же не могу сказать, что определилась. тоже вот, думаю, сравниваю.

      Удалить
  7. Согласна, что средняя школа - она и есть средняя школа и должна всё-таки равняться на обычного, среднего ученика.

    Тем не менее у меня есть претензии к некоторым моментам в подходе. Например, я вижу, что мой ребёнок может больше и что сейчас самое время ему это давать... Но его жалеют - по принципу "не навреди"... за это, вообщем-то, я тоже очень благодарна.

    Я считаю, что ответ не в методиках - их очень много, они постоянно меняются. Ответ во ВСТРЕЧЕ С УЧИТЕЛЕМ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть с учителем поговорить? Или самой что-нибудь интересное ребёнку подсовывать, тем более если остается свободное время. В конце концов, кроме школьного образования есть ещё семейное и самообразование. Я не советую, просто вслух рассуждаю, скорее для себя. Не сомневаюсь, что профессиональная мама и учитель в одном флаконе лучше меня всё знает :) К тому же я совсем не знакома с местными школьниками и на школьных занятиях не была ни разу, могу судить разве что по первокурсникам. В них не заметила ничего такого особенно поверхностного для 16-17 летних ребят. Те, кого знаю, раскрепощенные и отличные импровизаторы и ораторы (чему я к примеру так и не смогла обучиться ни в школе, ни в университете). Так что думаю, вся эта система нормально работает, я бы не переживала.

      Удалить
  8. Мне близка философия Parker J. Palmer
    Он пишет о внутренней жизни учителя, о том, что главное в преподавании integrity and identity.

    “Good teaching cannot be reduced to technique; good teaching comes from the identity and integrity of the teacher.”

    “As I teach, I project the condition of my soul onto my students, my subject, and our way of being together.”

    ОтветитьУдалить
  9. Палмер описывает учителя, который больше всего повлиял на него:
    One of my most memorable mentors was a man who seemed to break every "rule" of good teaching. He lectured at such lengths and with such enthusiasm, that he left little room for questions and comments. Preoccupied with the world of thought, he listened poorly to students, not because he disdained them but because he was so eager to teach them by the only way he knew — sharing his knowledge and passions. His classes were monologues, and his students rarely played any role other than audience. He may sound like a pedagogical nightmare, but for reasons I could not articulate at the time, I was powerfully drawn to his teaching — indeed, he changed my life.

    Конечно, это не означает, что каждый учитель, который начнет преподавать таким образом, добьется результатов :)
    Методы и подходы очень важны!!! Но не они меняют жизнь ученика.

    Насчет выбора предметов. Вот здесь бы я как раз сказала словами твоей коллеги: то, что уместно в университете, не стоит применять в средней школе (high school - другое дело).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно согласна! Но я уже писала Алёне выше, что такие Учителя с большой буквы, как ни крути, редкость. И Алёна тоже правильно заметила, что слава богу, хотя бы один такой Учитель у каждого из нас был. Спасибо за ссылку, обязательно послушаю попозже его подкасты, очень люблю всё эдакое.

      И кстати, специально сегодня уточнила насчет выбора предметов. Это только для high school, то есть с 13-14 лет.

      Удалить
    2. Маш, интересные мысли! У нас учителя большие молодцы (в своём роде). Не бывает идеального учителя, как не бывает идеальной мамы :) Кто-то более душевный, у кого-то более "академический" подход. Мне, конечно, хочется всего и сразу :) Но самое главное - это когда ребенок в понедельник утром радостно встает в школу (даже если там слабо преподают историю Второй мировой войны :)

      Почти все западные дети - отличные ораторы и импровизаторы! Это сильная сторона их системы образования.
      Здесь я на сто процентов согласна.

      Маш, нужно учитывать еще такой момент. Каждая система образования готовит детей к жизни в этой стране. Для Н.З. их система - лучшая, она отлично работает и никого не напрягает. У них нет такой конкуренции, как в Индии или Южной Корее. Есть навыки и знания, которые обязательно нужны, скажем, в Индии или Украине, а западная школа к этой жизни не готовит. Ребенок будет "не конкуретно способен" (тю, вообще не помню, как оно пишется :) В Индии ужасная система образования, она не работает, а травмирует детей. Хотя выдает отдельных гениев. У нас, на мой взгляд, была хорошая система в свое время, но там были свои ньансы советского менталитета.

      Удалить
    3. Как верно про то, что образование каждой страны готовит к жизни в этой стране, как-то не думала об этом. Ещё вспомнила, как у нас на работе никто из новозеландского начальства не хочет ехать в Китай на стажировку с учителями. Говорят, физически не выдерживают их лекций и занятий, что это не учёба, а издевательство над человеческой природой и тп. А ведь взрослые тётечки и дядечки, кандидаты наук :)

      Удалить
  10. Знаю не понаслышке, как учителя могут вынести мозг:-)) Когда вела курсы в компьютерном центер при школе, в группу с детьми брали довесок - пару учителей. И этот довесок был самым тяжёлым:-)
    Сегодня с тура пола по списку чтения тани из Дели. Удивительный, надо сказать, списочек:-)
    Подписываюсь. Буду читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада и добро пожаловать! Надо тоже бы пройтись по Таниному списочку :)

      Удалить
    2. Списочек нужно как-то отредактировать. Рада, что нашли для себя что-то интересное!

      Удалить
  11. Maria, учителю очень интересно было прочитать комментарии про школу и учителей. Я, правда, инженер по образованию, а в школу занесло случайно, несколько лет назад. Не жалею и даже нравится! Недавно публиковала в блоге цикл гостевых постов о системе образования в разных странах. Но так далеко, в Новую Зеландию, меня ещё не заносило.
    У вас интересно. Подписываюсь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, приятно познакомиться и добро пожаловать!

      Удалить