1 июня 2015 г.

Я даже не хочу представлять как это

Мой прадед был девятым и единственным ребёнком в семье. До его рождения родители похоронили восемь детей. Я даже не хочу представлять как это, кладбище из младенцев не доживших до трёх лет. Но можно представить, как мама и папа не дышали над последним единственным, ходили по бабкам, заговаривали на долгую счастливую жизнь, хотели, чтобы выучился, вышел в люди. Я так понимаю, семья была бедная деревенская. 

Со своими пятью классами образования мой прадед автоматически стал самым образованным на деревне. Когда пришли немцы, они так и спросили, кто здесь самый грамотный. Так моего прадеда забрали во вражеские помощники. На тот момент у него было пятеро детей, моя бабушка младшая. Деревня была в Белоруссии, на границе. Проснулись утром, власть сменилась. Дом был у самого леса. Днём немцы, ночью партизаны. Я даже не хочу представлять как это, жить в таком страхе.

Вскоре советские войска освободили деревню, и моего прадеда забрали в солдаты на передовую. Оба других моих прадеда погибли на передовой в первые годы войны, а этот выжил, дошёл до Берлина и обратно. Фотография сделана после его возвращения: мой прадед, моя прабабушка и их шестеро детей. Может быть они думали, что всё закончено, самое страшное позади. Этот день победы порохом пропах! 


Моя бабушка помнит, как бежала за мамой и плакала, потому что мама плакала и бежала за мужем, которого уводили советские солдаты. Пятнадцать лет лагерей. Спустя некоторое время мама простыла, заболела и умерла, бабушка помнит, как все дети, каждый на свой лад, сели писать отцу, что мамы больше нет. Я даже не хочу представлять как это, получить шесть писем подобного содержания. 

В лагере у прадеда была цинга и заворот кишок, ему изрезали весь живот, сказали, что медицина бессильна, если только бабки помогут заговорами, травками.

Через пять лет выпустили за хорошее поведение или ещё что. Бабушка говорит, кто-то из родственников писал, просил пересмотреть дело, ведь ни за что сидит, ну вот видимо пересмотрели. Прадед вернулся в разваленную деревню, забрал детей, кого после смерти матери раскидали по родственникам, уехал в Латвию на строительный завод. Ему дали комнату в коммуналке, где жил с четырьмя младшими, двух старших сыновей забрали в армию. 

Дети выросли каждый для своей жизни, разъехались. До пенсии прадед так и работал на том строительном заводе. Взял в жёны женщину с двумя дочками, у младшей был туберкулёз, в 19 лет она умерла. Бабушка рассказывает, что помнит, как перед смертью девочка плакала и говорила, как не хочет умирать, и я даже не хочу представлять как это.

Сам прадед дожил до 84 лет, был на свадьбе у моих родителей. Дома есть его письма из Латвии аккуратным почерком, поздравительные открытки с пожеланиями здоровья, любви, благополучия, долгих лет жизни. Мама ездила к нему в гости пару раз, когда была студенткой. Говорит, что дед был очень скромным интеллигентным человеком, тихим, мягким, порядочным. 

19 комментариев:

  1. Боже мой, Маша...
    Это действительно просто невозможно представить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. «И это пережить, и сердце на куски не разорвалось».

      Удалить
  2. Маша, даже трудно представить, что столько событий, поворотов, падений может включить в себя одна жизнь.... и как важно, что ты все это знаешь....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я конечно с детства все эти рассказы слышала, но как-то одно с другим не связывала. После таких историй свои проблемы и переживания кажутся полной фигнёй.

      Удалить
  3. Masha, soglasna s toboy pro problemi segodnyashnego dnya. Absolyutnaya nichtozhnost po sravneniyu s proshlim. Blagodarna tozhe chto bila vozmozhnost poznavat realnost proshlogo ot moix pra-roditeley lichno, a ne tolko sluxi i knigi kotorie predstavlyutsya tebe kak skazochnie legendi.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда понимаешь, вот он этот человек не герой из книжки, а твой родственник, обычный человек, как-то даже с тобой связанный на генетических и других уровнях, ощущения другие, новые. Хотя конечно не все книги и рассказы про войну сказочные легенды, есть очень беспощадные своей правдивостью.

      Удалить
  4. И эти жизни многое объясняют в сегодняшнем поведении народа, в так называемой исключительности русской души.
    Это я о том, что когда уничтожать свой народ так масштабно, так бездумно,- и ведь это не может не сказаться на том, какие же превалирующие черты останутся у тех, кто народится позже

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас на прошлой неделе лекция была по Второй Мировой, показывали статистику на весь экран. 14% советских людей погибли, из них 12% мирного населения. Чуть больше только в Польше и Литве. И ведь это только одна война. Плюс революция, гражданская война, сталинский геноцид, три волны эмиграции. Мурашки по коже от всех этих цифр.

      Удалить
    2. В Литве такая статистика в основном за счет эффективного уничтожения евреев: 96.4%. Этим занимались не только немцы, а с воодушевлением и все население, включая высшие слои общества, духовенство, профессуру, интеллигенцию и все остальные, так называемые, простые люди.
      Литовцам крайне тяжело признать сей факт, поэтому их официальная политическая линия, также, как и Польши: немцы убивали евреев.
      Такая политика не может не сказаться отрицательно на морали всего народа и будущих поколений.

      Удалить
    3. Холокост это вообще отдельная страшная тема. В голове не укладывается, что люди, интеллигентные, неинтеллигентные, всякие, верили и делали. Пропаганда страшная вещь. Технологии тоже, все эти газовые камеры, ты не видишь человека, его мучений, не осознаёшь, что делаешь, конвейер, автомат. Я тоже считаю, нужно признавать свою вину, иначе бесконечное повторение собственных ошибок.

      Удалить
  5. Да, хочется не думать об этом.. Но жизнь заставляет. Войны были всегда, и слишком маленький шанс, что их не будет. Тут уж не о себе думаешь, а о детях - как воспитать, как научить выжить в любых условиях... Остаётся только молится и верить.
    П.С. Спасибо прививкам. Благодаря им мы забыли, что такое массовая детская смертность...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Войны всегда были, но ядерного оружия не было, всех этих технологий не было. В 21 веке нельзя воевать, как бы сильно не хотелось.

      Удалить
  6. кошмар, ужасный кошмар! в каждой нашей семье такой кошмар. У кого-то более ужасный, у кого-то менее. Маша, а я поражаюсь, выжили же люди, детей рожали, растили. И много хороших людей вырастили. Умных, интеллигентных и красивых, талантливых. Я не знаю, сколько поколений у нас должно смениться, чтобы мы перестали чувствовать эту непосильную печать трагедии. Наверное, никогда не перестанем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В том-то и дело что не все выжили... А так я тоже конечно об этом думала, все 6 детей моего прадеда выросли, никто не опустился, не спился, у всех семьи, внуки, правнуки. Я помню читала записки Набокова: после революции России больше нет, русской литературы нет, мрак, конец, занавес. Но были Платонов, Бродский, и другие. И надеюсь, ещё будут.

      Удалить
  7. Cпасибо что поделились историей своей семьи.
    Помогает ценить каждый момент

    ОтветитьУдалить
  8. Ох, Маша. Это так тяжело. Я даже не могу представить, как жили люди, как они это все переживали (((
    Я читаю и у меня сердце разрывается...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я - даже не хочу представлять как это.

      Удалить
  9. Я думаю что это повод нам задуматься, лишний раз не ныть, ценить близких и все что у нас есть сейчас! И радоваться! И мне сейчас стыдно что я мало знаю о истории своих. А ты расскажешь своим детям когда они появятся!

    ОтветитьУдалить