26 августа 2011 г.

Меланхолия

Life is only on Earth, and not for long
Lars von Trier

Мелкие радости чередуются с мелкими печалями. Счастье и горе – значительно реже, но тоже имеют место. И всё это на фоне мрачной тупой тоски без конца и края.
Сегодня на работу шла через кладбище. Перекошенные надгробья, стёртые имена, даты начиная с тысячи восьмисот. Кто-нибудь помнит сейчас этих людей? А если не помнит никто, то зачем тогда было их присутствие в этом мире?
Когда в первый и единственный раз побывала на могиле своей бабушки, удивилась и расстроилась, обнаружив вместо памятника простой деревянный крест. У всех могилы как у людей, ну что ж мы за семья такая! А папа в это время оправдывался, что она, мол, сама просила не огораживать её могилу и памятник не ставить.
Смешные и наивные претензии на бессмертие. Цветы, монументы, дети, внуки, ученики, красивые или ужасные поступки, талантливые голоса, картины, рукописи. Запомни меня, - шепчет пыль. Не честнее ли сразу, как моя бабушка, признать ничтожность и незначительность своего коротенького присутствия?
Через каких-нибудь пятьдесят лет больше половины из тех людей, кого я знаю, люблю, уважаю, кого каждый день встречаю на улице, кому сочиняю письма и о ком много думаю, не будет в живых. Через каких-нибудь сто лет в живых не будет нас всех. Умру я, пишущий эти строки, умрёте Вы, их читающий.
Жизнь такая короткая, предсказуемая, бессмысленная, что вот ещё немножко и додумаешься до того, а стоило ли вообще её начинать. Но ведь возможен и другой вариант развития мысли, когда крохотный отрезок жизни, утопая в бесконечности времени, приобретает вдруг особенную исключительность.
Тебе так мало отведено, тебе известен конец, чего же ты ждёшь? Твоё имя станет неразборчивым, тебя перестанут вспоминать дети, внуки, ученики. Поступки, голоса, картины, рукописи подвергнутся разрушению. За рамками жизни всё перестанет иметь смысл. Пытаться оставить себя в веках бессмысленно. Жизнь только здесь и сейчас.
Мелкие радости, мелкие печали становятся вдруг признаком того, что ты жив, ты живёшь. Счастье и горе приобретают ещё более исключительные значения. А у мрачной тупой тоски без конца и края, оказывается, потрясающе красивое название – меланхолия.


16 комментариев:

  1. Татьяна Имайкина26 августа 2011 г. в 01:03

    Маш, так грустно. Сама начинаю задумываться, потом вовремя останавливаюсь. мы живем сейчас, в настоящем, что будет завтра мы не знаем, прошлое изменить не можем.

    ОтветитьУдалить
  2. Андрей Болтушкин26 августа 2011 г. в 01:46

    У людей, которым сейчас меньше 25-28 лет есть шанс дожить до бессмертия) Когда тела можно будет лечить с помощью нанороботов, мозги пересаживать в новые молодые тела, а если очень хочется, то стать кем-то вроде терминатора с разумом)
    Скорее всего не всё сразу будет изобретено, но всё к тому и идёт. Ведь никто не хочет умирать)

    ОтветитьУдалить
  3.  Маш! А я из тех смешных и наивных, что верят в бессмертие. Верю в Небесные обители. Верю в Сына Божьего, который принял смерть, дабы каждый верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную. Верю, что то, что только здесь и сейчас, это преддверие жизни, большой , счастливой и сказочно красивой. Поэтому явление, обозначенное чертовски красивым словом "меланхолия" чаще всего обходит меня стороной.
    http://www.youtube.com/watch?v=yxJuIN67wpI - пилюля от меланхолии. Некоторым помогает.

    ОтветитьУдалить
  4. Андрей Болтушкин26 августа 2011 г. в 04:29

    Почему же тогда бог в библии убил более 2 миллионов человек, а дьявол всего 10?) И не страшит ли вас перспектива попасть в мусульманский ад?;))

    ОтветитьУдалить
  5. Мои грустные мысли тоже этими выводами всегда и заканчиваются:) Но мне кажется, дело здесь не в том, чтобы вовремя остановиться. В тоске, грусти есть что-то красивое и даже оптимистичное, как ни парадоксально. И я согласна с Бродским, что без привкуса мазохизма смысл жизни неполон.   

    ОтветитьУдалить
  6. Андрей, буквально на днях на занятии обсуждали эту тему, и кто-то даже высказал предположение, что клонирование и прочии "игры в бога" возможны будут уже лет через двадцать! Двадцать лет!!! То есть я, скажем, вполне смогу при всём этом присутствовать и даже поучавствовать. У меня аж в горле от таких фантазий тогда пересохло! Ведь как бы я не ныла и не плакала о быстротечности и конечности, как бы не боялась собственной смерти, мне жалко очень этот миропорядок, устроенный природой и я НЕ хочу другого миропорядка ни для себя, ни для своих внуков. Я понимаю, что ни меня, ни таких как я спрашивать никто не будет, но на мой взгляд, начало этой "новой" жизни станет концом жизни. Хотя может быть я просто старомодна, сентиментальна, недальновидна. Как вы на всё это смотрите?   

    ОтветитьУдалить
  7. Наташа, вот именно поэтому вам так понравилось "Дерево жизни", которое полностью ответило вашему мировоззрению. Меня же фильм эмоционально оставил равнодушной, хотя, конечно, задумка грандиозная, сыграли превосходно, снято замечательно просто. На этом же фестивале показывали "Меланхолию" Триера. Вот то, что тронуло меня. У Триера не было жизни после смерти, настал конец света и все просто умерли. Однако же такой вот безрадостный финал ни на мгновение не сделал фильм мрачным или депрессивным, напротив заставил взглянуть на собственое земное существование в каком-то ином новом свете. "Жизнь есть только на Земле... и то ненадолго " - разве не призыв это к тому, чтобы лишь больше ценить эту самую жизнь?

    ОтветитьУдалить
  8. Андрей, не думаю, что Бог даст человечеству дожить до такого позора. Вместе с нанороботами и технологиями пересадки новых запчастей в человеческие тела человек умрет как вид, поскольку человек - это часть Природы, а не часть технологий.
    То, что явится ему на смену, не будет интересоваться ни бессмертием, ни смертью, ни жизнью, потому как будет просто отрабатывать программу, внедренную в мозг. Или Вы думаете, что кто-то действительно заинтересован в настоящем здоровье?:)
    Наука использует идею бессмертия и наивность человека, который отказался от собственной воли, силы и способности менять жизнь, вовсе не для блага человека. Это очевидно:)

    ОтветитьУдалить
  9. Галина Бачинская26 августа 2011 г. в 17:52

    Маш, если бы ты знала, как часто в последнее время меня посещают подобные мысли. Половина жизни, в худшем или лучшем случае, как знать!, прожита. Думается мне, что прожита довольно таки бессмысленно. Теперь стараюсь жить (ЖИТЬ) каждый день, пилить мужа по пустякам, если рассматривать наши проблемы с точки зрения Вселенной, никому не завидовать и пытаться не стоять на одном месте.

    К стати, ваш снег уже растаял?

    ОтветитьУдалить
  10. :) Да какой там снег, Галя. Больше разговоров. У нас в Окленде снега, по моим наблюдениям, вообще не было. Так что-то больше похожее на град покапало с две минутки и растаяло тут же.

    ОтветитьУдалить
  11. Машенька, ты как всегда задела за живое... С утра все не ладится, с самого ранья разбудила соседка снизу, объявив, что мы опять их заливаем. Пять лет уже тянется вся эта тягомотина, когда мы в конкретный момент, абсолютно ни чем не пользуясь, обрушиваем накопившийся где-то слив на бедных соседей снизу, которые и с предыдущей квартиры съехали, потому что их там тоже заливали !!!
    Во-первых, руки оторвать бы тем строителям, которые все это делали... Во-вторых, это чья-то карма, кто-то что-то там отрабатывает, купаясь в фекалиях. А при чем здесь я? ;-)

    Не самое лучшее начало дня. Открываю мак, а тут твоя статья про крупные и мелкие неприятности, которые мы не в силах изменить, про меланхолию...

    Я вспомнила, что так и не смогла найти могилу деда, умницы и красавца, веселого, светлого и легкого человека... Единственного учителя на всю округу, помогавшего людям писать письма и обучавшего их читать и писать... Женившегося на батрачке - сироте-бесприданнице.. Ее мама умерла прямо на работе в поле от солнечного удара, а отец - священник - от того, что отказался делать операцию аппендицита, - "видно так богу угодно!"...
    Произведшего на свет пятерых детей, и умершего от воспаления легких, не дожив и до 40. Простудился, вытаскивая старшую дочку из полыньи в ледоход. Младшему сыну был всего год, а маме 3.
    Умер, не узнав, как пухли его дети с голоду в том самом страшном Поволжье. Как в 7 лет чуть не умерла от тулермии моя мама, съев горстку гороха пополам с мышиным пометом... Как своем первом же бою под Клином, погиб старший сын...

    Не нашла могилы, потому что уже нет тех деревень и в помине, одни курганы остались. А мама не помнила места, так как была слишком маленькая.

    И что уже больше года я сама не была на маминой могиле... Все оправдываюсь перед собой, что с грудным ребенком не выберешься, да и бываю в стране можно сказать проездом...
    Мои дети тоже вряд ли когда придут на мою... Где бы она не была...
    Поэтому хочу, чтобы мой прах развеяли где-нибудь над морем или безмолвными горами...

    Наверно тем, кто верит в бессмертие действительно легче...

    В общем, стало так тоскливо, аж горло перехватило... А потом плотину прорвало. Обрушились потоки слез, опустошающих и вместе с тем сладких, очищающих, облегчающих... Спасибо тебе.
    Ты права абсолютно...Жить надо здесь и сейчас...

    Умытый слезами мир наконец улыбнулся. Мы с моим миром идем гулять... ;-)

    ОтветитьУдалить
  12. Наташа, это вам спасибо, что поделились своими эмоциями, мыслями. Очень интересно про ваших родных. Моя университетская преподавательница, заклятая атеистка, безбожница и вояка, перед смертью говорила, что пока мы, её студенты, будем помнить её, она будет жить (собственных детей у неё не было). Мне кажется, в этом много смысла. Нужно обязательно, чтобы кто-то помнил. И мне очень приятно, что читая мною написанное вы вспоминали своих умерших.

    ОтветитьУдалить
  13. Галина Бачинская26 августа 2011 г. в 23:41

    Ну понятно, наши СМИ опять все переврали. Мы и в 80 будем дилетантами))

    ОтветитьУдалить
  14. Айлин_Иванова27 августа 2011 г. в 05:31

    у меня иногда бывает.. - чаще всего, когда я смотрю фильмы, особо впечатляющие - когда я очень остро чувствую, что когда-нибудь умру, а мир абсолютно так же будет продолжать жить без меня. и ничего не изменится. люди будут так же жить. грустить или веселиться, но жить... а я в это время буду лежать... ну, не буду даже продолжать.
     это как несколько секунд помешательства, потом отпускает.. потом разум берет верх и посылает положительные сигналы всему телу, до каждой молекулы как будто доходит "я же пока живу, целая жизнь еще впереди.." 
    и этот страх накрывает внезапно, появляется шок и слезы
    странно, когда я просто представляю эту неизбежность, у меня нет такого состояния
    не знаю, что такое)

    ОтветитьУдалить
  15. Андрей! Я же говорю, что я из тех, смешных и наивных. Моя вера зиждется не на  доводах разума, а на глубоко личных откровениях. Подобные вопросы и у меня порой возникают. Порой Бог (для меня - с большой буквы) даёт на них ответы. Но я не думаю, что стоит превращать Машин блог в площадку для споров между верующими и атеистами.

    ОтветитьУдалить
  16. Айлин, недавно у Льва Толстого прочитала: "Если человек научился думать, - про что бы он ни думал, - он всегда думает о своей смерти". Для меня, кстати, настоящим открытием было узнать, что восемьдесятилетний Лев Никилаевич жутко болся собственной смерти. Тот самый Лев Николаевич, что на протяжении всей своей жизни так много и так подробно описывал смерти своих персонажей. Я всё это к тому, что те мысли и страхи, о которых ты написала, совершенно нормальны и очень человечны. Тем и отличаемся от животных, растений и роботов.   

    ОтветитьУдалить