4 октября 2011 г.

Maori film

Ну какой новозеландец не видел комедии Taika Waititi «Boy»! Вышедшей в прошлом году фильм о Маори снятый Маори полюбился и покорил сердца как местных жителей, так и своих, и зарубежных критиков. Мне не повезло - за пару месяцев до того, как я начала ходить на курсы, Пэт уже сводила свой класс на этот фильм. Но вот наконец-то почти через полгода добралась до него и я, с удовольствием посмотрев аж целых два раза и не упустив возможности после просмотра обсудить детали и нюансы со своей маори-учительницей.
Действие фильма происходит в 1984 году в новозеландской маленькой маорийской деревушке. Главный герой - одиннадцатилетний мальчик по имени Аламей и прозвищу Мальчик. Аламей живёт с бабушкой, многочисленными кузинами, кузенами и родным шестилетним братом Рокки, который ну явно не такой как все, верит, что обладает магической силой, и считает себя виновником в смерти матери, что умерла во время его родов. Своего отца Рокки никогда не видел, но много слышал о нём от старшего брата. Со слов Аламея, их отец – капитан команды по регби, мастер по скуба дайвингу, герой войны  и, наконец, брат самого Майкла Джексона! Вот только жаль, на деле всё оказывается не совсем так.
Несмотря на то, что фильм потрясающе смешной, остроумный, яркий, с шутками, танцами и бесконечными кривляньями незадачливого папаши, сыграл которого сам режиссёр, в первую очередь этот фильм, конечно, драма. Драма двух подростков, что выросли без отца, мечтали об отце и вот, наконец, встретившись, вступили на путь сложных и переменчивых с ним взаимоотношений. Безоговорочное скорое принятие, как в случае со старшим сыном, недоверие и настороженность, что испытывает поначалу младший Рокки, одно за другим очарования, сменяющиеся целой чередой разочарований, нелегкое, выстраданное признание самому себе в том, что отец вовсе не тот, каким хотелось бы его видеть, прощение и, наконец, первая попытка преодоления того «потенциала», что оставил нерадивый папаша в наследство. Будет ли сын вора вором? Или же сын за отца не отвечает?
Уверена, чтобы разделить радости и переживания мальчиков, совершенно не обязательно родиться Маори и вырасти в Новой Зеландии. Однако, со слов той же Пэт, для самих Маори фильм этот особенно ценен – ни в одном другом не удавалось ещё так точно, так замечательно передать атмосферу маленькой маорийской деревушки, какой была она в восьмидесятых и какой осталась в памяти Пэт и таких как Пэт: «Разумеется, иностранец этого не заметит, но когда я увидела фильм в первый раз – смеялась и плакала. И где только нашли они эти наряды, эти плакаты, обои, надписи на стенах! Сейчас, конечно, всё кажется немного нелепым, бедным, старомодным, но ведь именно так мы и жили».
Кроме непривычных нарядов, ещё более, я думаю, непривычны и непонятны для человека со стороны некоторые особенности маорийской культуры, что после объяснения Пэт замечательно дополнили моё впечатление от фильма. Остановлюсь на одном лишь моменте. Кладбище, где похоронена мать мальчиков и где проводит своё свободное время чудаковатый Рокки, появляется в фильме несколько раз. По словам Пэт, это самое что ни есть типичное кладбище Маори, на выходе из которого, например, ополаскивают руки водой, потому что именно вода отделяет мир мёртвых от мира живых. Совсем не случайно и то, что отец в первое своё появление на могиле жены не заходит за ограду – его не было рядом, когда она умирала, и этим он виноват перед ней, а значит, не имеет права заходить. Однако тем радостнее финал, где вместе с мальчиками отец склонился над могилой супруги. Он уже не тот, каким был раньше, он изменился, он прощен, а значит, имеет право находиться внутри.
Ну и под конец, озвучу единственный момент в фильме, к которому Пэт отнеслась с долей недоверия. Ну не могла, по её словам, не могла бабушка-маори уехать на неделю из дома, оставив выводок детей, младшему из которых года два от силы, на попечение одиннадцатилетнего подростка! Маори, уверяет Пэт, особенно в деревнях, отзывчивы и между собой дружны, ни родственники, так соседи, но присмотрели бы за малышнёй обязательно. Что на это скажешь – какое художественное произведение без художественного вымысла. Приятного просмотра! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий