- Мама, кто это?
- Один старый гей.
(в библиотеке у бюста Фрэнка Сарджесона)
Frank Sargeson |
А ещё он был писателем, первым новозеландским писателем на полную ставку. В
гостях которого перебывали все другие писатели, художники и критики, настоящие и будущие. У которого
не было семьи, детей, работы, денег, электричества в доме, ничего, что мешало
бы заниматься тем, чем хотел заниматься: читать и писать, выращивать огурцы с
помидорами, принимать гостей и говорить о литературе.
14A Esmonde Road, Takapuna, Auckland, New Zealand |
На фотографиях и картинках дом-музей Сарджесона кажется опрятнее и
привлекательнее, чем в живую. В живую это очень старый дом в пяти минутах от
океана, рядом с шумной дорогой, который вовсе не дом, но крохотная однокомнатная
дача, где пахнет книгами, старостью и смертью. Только зашли, я зачем-то сразу подумала и
представила, как старый он умирал на кровати глядя в потолок или окно. Потом, как работал, как идеально по часам был расписан и организован
каждый его день. Сколько сотен книг было прочитано и перечитано в этом кресле. Сколько мнений и мыслей прозвучало в этих стенах. Сколько
людей любили его, помнили и были благодарны. Сколько (сколько?) знают и читают
теперь.
Библиотекарь-экскурсовод рассказала о разных причинах, совершенно неожиданно приводящих сюда самых разных людей. Например, профессора из Великобритании, пишущего о другой высоко здесь почитаемой писательнице Дженет Фрейм, кто сбежав из психиатрической клиники, нашла у Сарджесона временный приют.
Например, академика, утверждающую, что старые дома “звучат”. Пару геев, кто загадал выпить чаю в гостях у того, кто почти сто лет назад в Новой Зеландии был арестован и наказан "за любовь". Пару молодых любопытных русских, щеголяющих новозеландскими фактами и именами, пусть не всегда правильно произнесёнными.
Уголок русской литературы |
вот бывает такое состояние, что хочется обязательно оставить комментарий, но слова не строятся в предложения
ОтветитьУдалитьвот как сейчас
писателя этого я не знаю, да и думала, честно говоря, неинтересно будет читать про кого-то, с кем "не знакома", но нет, увлекательно Маша рассказала и показала, настолько, что будь я в НЗ, сходила бы посмотреть на этот дом :)
Таня, спасибо за комментарий! Я обычно не пишу такие посты именно по этой причине:) Рада, что смогла тебя заинтересовать!
УдалитьКогда человек отказывается от продолжения рода, природа дает яркий всплеск талантов в нем, как бы устраивая на прощание фейерверк.
ОтветитьУдалитьНе обязательно. Слишком много исключений! Лев Толстой и его 13 (?) детей. Пушкин и его 5. Да и не все геи гении, есть просто геи:) Думаю, дело не в природе, а в свободном времени. Когда у тебя нет детей, семьи, больше времени и сил остаётся на себя, вот и получается.
УдалитьМне в последнее время себя хочется тоже закинуть куда-нибудь на пару недель, где нет элекричества и есть много книг. Вот отдохнула бы!
ОтветитьУдалитьМаша, интересно так рассказала, захотелось что-нибудь прочитать. В магазине, где покупаю бумажные книги, ничего не нашлось, среди электронных книг - тоже. Но, кажется, что-то таки удалось обнаружить на просторах интернета!
Да, Алёна, я тут вот ещё о чём подумала. Мы за последние дни перебывали в нескольких гостях: модные светлые большие дома с телевизорами, диванами, большими ваннами; молодые активные перспективные люди строят карьеру, строят дом, расширяются, рожают детей, покупают мебель, технику, больше, лучше, качественнее. И тут на контрасте этот домик-дача Сарджесона. Ему ведь было 28, когда он в него въехал, и до самой смерти (79 лет) в нём прожил, там даже радио какое-то самодельное, чтобы не от электричества. Просто про то, какие разные могут быть ценности.
УдалитьЗдорово, что ты заинтересовалась! Я не знаю про переводы на русский, есть ли они вообще. Сама читала только некоторые рассказы, думаю теперь роман прочитать - Memoirs of a Peon (1965). Ещё хвалят его переписку, есть сборник писем.