25 марта 2011 г.

Жизнь и страдания юной Кэтрин

Вчера вечером за чаем разговорились с соседкой Кэтрин, в который раз выслушав историю её жизни и поисков себя в Окленде. Оказавшись впервые в Новой Зеландии три года назад, выпускница факультета журналистики почти совсем не говорила по-английски, поэтому первый год только и делала, что  усердно ходила на курсы языка и скучала по Германии. Подтянув английский и наплававшись вдоволь в океане, вернулась, радостная, после годового отсутствия, наконец, к себе на родину. Сколько рассказов и впечатлений! Осталось сложить их все аккуратно в папочку, убрать папочку на дальнюю полочку и приступить к делам важным и серьезным, поиском работы, скажем, заняться. И всё бы ничего, но что-то внутри продолжало настойчиво свербеть  –  уж не сердце ли, которое не обманешь, которое, как говаривал старый добрый Гёте, единственная гордость человеческая, источник всей силы, наслаждений и горестей людских? Так вот это самое сердце шептало Кэтрин, что немецкий уклад жизни совсем не для неё. Страдала, горевала, плакала и в итоге при поддержке либеральной мамы и с вымученного согласия консервативного папы - университетского работника, кстати – подала  документы на обучение в магистратуре Оклендского университета, которую благополучно закончила три месяца назад.
На вопрос, чем же ей так полюбился Окленд, Кэтрин неизменно начинает список своих перечислений с расслабленного и спокойного стиля жизни, хорошего климата, природы и океана. Ей нравится, что люди здесь не зациклены на работе, занимаются спортом, вообще не говорят про политику, много отдыхают и проводят всё свободное время с семьей. Её несказанно радует, что в Окленде так мало музеев и выставок со скучными экспозициями. Ей смешны комплексы новозеландцев по поводу того, что, в отличие от европейских держав, у их маленькой страны нет никакой истории, потому что история для Кэтрин – это бесконечные войны и убийства, и непонятно, как всем этим вообще можно гордиться.
Слушая хвалебные речи нашей соседки в адрес её горячо любимой страны и не зная при этом до конца, как и чем она тут живёт, легко можно поверить, что девушка нашла себе своё место под солнцем и искренне счастлива. Мы и сами, честно говоря, были удивлены, узнав, что долгое время по приезде в Новую Зеландию она пила сильные антидепрессанты, что из-за расхождения во взглядах с одной из коллег вынуждена была уволиться из кофейни, в которой подрабатывала во время каникул в университете. С нормальной работой Кэтрин пока тоже не определилась, находит периодически какие-то подработки, переделывает снова и снова своё резюме, наряжается на собеседования, интересуясь у нас каждый раз, достаточно ли презентабельно она выглядит, верит, надеется и не унывает, пусть на сегодняшний день все её усилия и безрезультатны. Уже из собственных наблюдений могу добавить, что у Кэтрин в Окленде несмотря на её огромный круг знакомых, совсем нет нормальных друзей. Те, кто, пользуясь её гостеприимством, ночует на диване нашей гостиной, сменяют друг друга так быстро, что имя редко кого из них удается запомнить. Праздники Кэтрин всегда празднует в разных компаниях, а её молодого человека, валентинка которого красуется на нашей кухне, за всё время мы видели только мельком и всего один раз.
И вот я думаю, что же так удерживает здесь, на краю земного шара, нашу Кэтрин, которая со знанием двух европейских языков и европейским гражданством могла бы легко и без визы, продления которой в Новой Зеландии она с замиранием сердца сейчас ждет, жить не только в Германии, но и в любой другой стране Европы? К чему ей вся эта расслабленность людей вокруг, если самой, чтобы расслабиться, приходится прибегать к антидепрессантам? К чему этот искусственный позитив и искусственное счастье, в которые она себя заставляет верить? Или это только мне со стороны всё кажется искусственным, а на самом-то деле она искренне счастлива и делает то, что должна делать? Говорят, что сердце не обманывает, пусть не обманет оно и нашу добрую соседку Кэтрин, ищущую для себя счастья, как ищет его каждый там, где ему кажется, его счастье должно быть.         

13 комментариев:

  1. Снова паззлы. Вписаться цветом и формой в новую картинку не так-то легко.
    Нужно только, чтоб сердце не ленилось над счастьем трудиться!

    ОтветитьУдалить
  2. Маш, писала тут тебе писала, а ничего не сохранилось, по новой писать сил нет. Спрошу кратко, мне всегда было интересно и я никогда не понимала - зачем люди едут жить в другую страну, пусть и самую крутую, чтобы работать там официантами или горшки менять в "дурке" и доме престарелых? Имея при этом очень хорошее высшее образование? А помимо образования как же гордость и самоуважение? Особенно если переезд не вынужденная мера, а осознанная? Мои друзья, уехавшие на ПМЖ зарубеж, тему эту обходят стороной. А родственники говорят, это, мол, для детей. Ага, как же, для детей. Кем станет ребенок глядя на маму уборщицу и папу дворника...
    Можешь поделиться своими мыслями?

    ОтветитьУдалить
  3. Маша, мыслями поделиться конечно могу, более того это, как говорится, самая моя тема:)

    Во-первых, официантками, как правило, никто всю жизнь работать за границей не собирается, это старт и начало, тем более, если иностранный язык слабый, а в чужой стране даже и с языком на блюдечке никто ничего приподносить не собирается, чего уж говорить, когда изъясняться толком не можешь.

    Во-вторых, если человек соглашается променять теплое насиженное место на полную неизвестность пусть и с воображаемыми перспективами, значит, чем-то это место его не устраивает, так ведь? Россия не устраивать может очень многим, начиная с бюрократии, хамства и грязи на улицах, низких зарплат, унизительных пенсий и заканчивая политическими и экономическими причинами. В этом плане, к слову о гордости и самоуважении, можно ох как поспорить о том, кто чувствует себя более униженным: российский школьный учитель с копеечной своей зарплатой или тот же официант в Америке, который может легко себе позволить, скажем, кредит на дом оформить, не переживая, что назавтра останется без работы и без денег. И если официант не сможет, как ты говоришь, воспитать нормального ребенка, то сможет ли учитель, дитё которого вынуждено в дырявых ботинках в школу ходить?

    В общем, какие причины не называй, но факт остается фактом, и люди продолжают уезжать или хотеть уехать, а значит проблема есть, и как-то правительству нашему нужно её решать, я думаю.

    Если же про меня лично говорить, то я во все тяжкие заграничные свои приключения всегда шла вслед за мужем, который, мне кажется, уже родился немного "нерусским", с детства мечтал жить не в России, со школы "заболел" английским языком и всегда легче сходился с иностранцами нежели своими соотечественниками. Вот такие разные бывают люди:) Я на 100% уверена, что не будь в моей жизни его, я б так и была русской до мозга костей Машей. Но видно такая у меня судьба, декабристская:)

    Маша, не знаю, ответила или нет на твой вопрос, если непонятно что-то, пиши, буду разъяснять:)

    ОтветитьУдалить
  4. Кажется у Константина Никольского, в песне об эммигрантах есть такие слова:
    " То ли птицы летят перелётные,
    То ли крысы бегут с корабля..."
    На мой взгляд каждая судьба - особенна: кто-то реально едет за наживой, кто-то чтоб реализовать свой потенциал, который в России никто не оценит, кто-то -за любимым. Главное, чтоб в согласии с самим собой; главное быть уверенным, что ты не крыса, бегущая с корабля.

    ОтветитьУдалить
  5. Маша, можно я добавлю? тоже уж больная сильно тема)
    Мария, вы рассуждаете как мой папа)) и думаете, как многие русские люди. Я тоже так думала раньше. Но Маша вам правильно совершенно ответила - кто более униженный. И самое главное, что во ВСЕМ мире такие профессии, как официант, уборщик не зазрительны. Это у нас они сразу малообразованные халдеи. А люди зарабатывают так, как они хотят и могут. У моего мужа нет образования, и у многих его друзей его тоже нет. Но никто из них не ограничен мозгом, это люди широчайших знаний. Муж мой работает рампир агентом в аэропорту, это звучит круто, на деле подобие грузчика, разгружающего багаж. Работает с достоинством и не стыдясь, при этом путешествует по 3-4 раза в год, а какой русский грузчик может себе это позволить?
    Это старый советский стереотип, что нужно образование и прочее..Хотя время уже показывает, что никому оно не нужно, и гораздо важнее САМОобразоваение. Когда я сказала папе, что мне не зазорно с красным дипломом быть уборщицей, он мне сказал -чудесная пара уборщица и грузчик. Да, чудесная. И дети у нас будут чудесными -воспитанными, умными и живущими в полноценном обществе.

    ОтветитьУдалить
  6. Можно и уборщиком, и официантом - главное, не пытаться уехать от себя. Все равно не получится, только будешь перемещать свои внутренние декарации по странам и континентам.

    Наташа wisewife, очень хорошая цитата, заставляет задуматься.

    А ведь для кого-то европейские декорации Кэтрин были бы пределом мечтаний - когда можно уже ни о чем ни мечтать, ни к чему не стремиться. Но нет, человек так устроен, что он всегда находится в поиске, в поиске своего Смысла.

    ОтветитьУдалить
  7. Наталья, я на своей собственной шкуре поняла, как важно уезжая четко представлять, почему и зачем ты едешь, иначе сломаться и потеряться на новом месте ох как легко. Было время, когда я мозг себе этими мыслями изъела, ну неужели, думала я, за колбасой? неужели из-за океана? неужели это я, кто собирается так круто повернуть свою жизнь из-за какой-то ерунды? Когда же я начинала обсуждать эти свои сомнения с мужем, когда слушала его аргументы, то ясно мне становилось, что дело в его конкретном случае куда глубже и серьёзнее. Перед интуицией человека, чувствующего,что ДОЛЖЕН уехать, что место его НЕ ЗДЕСЬ, мой разум отступает. И раз уж угораздило меня разделить с таким уникуумом свою судьбу, то остается терпеть и не жаловаться:)

    Ксюша, в советское время жил в нашей стране один гениальный поэт Игорь Холин, который негласно считался в кругу поэтов андеграунда лучшим из лучших. Так вот он совершенно спокойно работал официантом, чему был весьма доволен, потому как работа приносила ему хорошие деньги, давала независимость от гос структур и удобное расписание, которое позволяло больше времени уделять своему творчеству, чем если бы он за чиновничьим столом штаны протирал. Так что, когда человек сознательно такой тип работы выбирает, да еще гордится своим выбором, можно только искренне за него порадоваться!

    Татьяна, согласна на все сто, от себя не уехать!

    ОтветитьУдалить
  8. "Чудесная пара уборщица и грузчик"
    Ксюша, а у вашего папы тонкое чувство юмора!

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо, Маша, спасибо, девочки! Я поняла точку зрения отличную от моей, но пока для меня звучит очень неубедительно и я останусь при своем мнении.

    "официантками, как правило, никто всю жизнь работать за границей не собирается, это старт и начало" - моя подруга уехала в Ирландию. 3 года работала в "дурке" как она называла это заведение и постригала бабкам ногти на ногах. Потом 3 года официанткой. С высшим образованием. Факультет иностранных языков. Вот я думаю, 6 лет это что всё еще старт??? Я понимаю, старт - это пара месяцев, ну полгода-год. Но 6 лет... Родственники уехали в Германию. Живут там уже больше 10 лет, может и все 15. Она уборщица, он то грузчик, то садовник. А сын учится на уборщика... И чтобы ни говорили, а я не хочу так, пусть хоть и путешествия 3 раза в год и кредит на дом. (к слову у них этого нет).

    Учитель в России... так никто ж не заставляет учителем работать. У меня и у мужа педагогическое образование, но учителями мы и дня не работали. Есть и квартира хорошая, и машина, и путешествия. Но не это главное. Для меня лично главное - самоуважение.
    Я пока не готова уважать себя в роли официантки или уборщицы. Но поражаюсь людям (в хорошем смысле поражаюсь), которые это умеют.

    "Это старый советский стереотип, что нужно образование и прочее..Хотя время уже показывает, что никому оно не нужно, и гораздо важнее САМОобразоваение". -
    А вот тут не соглашусь в корне, только не обижайтесь на меня! Хорошее образование ой как важно в жизни! Для карьеры, для статуса, для достижения своих целей! И не только в России, а по всему цивилизованному миру. Просто кто-то довольствуется малым, а кому-то нужны звезды с неба. Кто-то сидит и ждет манну небесную, а кто-то рвет когти ради звезд.
    Я принимаю и тех людей, и других. Все достойны уважения.
    Наверно я просто максималистка и мне нужно чуть больше.

    ОтветитьУдалить
  10. Маша, я бы тоже не смогла 6 лет в "дурке" или 10 уборщицей. Это я теперь точно знаю из личного опыта:) Однако все люди разные, и кому-то легче в "дурке", чем в школе, офисе или российском бизнесе. Да и таких удачливых в отношении работы и заработка, как ваша семья в России немного, согласитесь. Ну по крайней мере из моих знакомых. Еще мне кажется, что Ирландия и Германия не самые удачные страны для адаптации иммигрантов, которым куда легче пробиться в изначально иммигрантских странах, как, например, Америка, Канада или Австралия. И я лично знаю много счастливых примеров оттуда. Опять-таки везде важна доля везения, как в России, так и за границей.

    ОтветитьУдалить
  11. Мария, проясню свои позицию про образование. Безусловно оно важно и в России, и в любой другой стране, дело, вы правы, в амбициях, целях и статусе. Я имела ввиду, что в России сейчас столько "специалистов" с корочкой, которые не знают ничего, ничего не умеют, и пусты внутри. А можно быть грузчиком и читать Шекспира в оригинале. И Маша привела интересный пример с поэтом, с его свободой.
    Я лично тоже пока частично мыслю по-русски, стараюсь перестраиваться... Никто ни от чего не застрахован. Надо будет -пойду полы мыть, ногти стричь.

    ОтветитьУдалить
  12. Вот уж точно, Ксюш, в жизни ни от чего зарекаться нельзя, ни дома, ни, тем более, на чужбине:)Позиция "надо будет - пойду" очень верная и мудрая, на мой взгляд.

    ОтветитьУдалить
  13. Ксюш, ага, я поняла! С этой стороны ты права абсолютно!

    И конечно же да - везение и еще я бы добавила стремление, желание, действия!

    ОтветитьУдалить