8 апреля 2011 г.

Неностальгические настроения

Не говори так, это же твоя Родина! – не понимает мама. И я тоже не понимаю, откуда этот страх, ненависть, отвращение к стране, в которой я родилась и выросла? Разве это нормально бояться возвращения туда, где твои родители, друзья, школьные и университетские преподаватели, где ты выросла, выучилась, вышла замуж? Большое видится на расстоянии. Казалось бы, сейчас я на достаточном расстоянии, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, правильно расставить приоритеты. Казалось бы, теперь я знаю не понаслышке, как трудно адаптироваться на новом месте и играть по чужим правилам. Сколько раз я задумывалась над тем, стоит ли моя игра свеч. Сколько раз я приходила к выводу, что не стоит. Почему же я так не хочу возвращаться в Россию?
Неужели ты совсем не скучаешь по дому? – спрашивает сестра. А разве есть у меня в России дом? Есть квартира, в которой я выросла, есть родители, живущие в разных городах и не общающиеся друг с другом, есть сестра, которая скоро замуж выйдет. Дома в России у меня нет, он есть в моих воспоминаниях, в том времени, которое прошло, а значит всего, что когда-то относилось к нему, уже не существует. Дом, по которому я скучаю, был домом моих родителей, семьей, в которой я росла, частью которой себя чувствовала. Что осталось теперь от этого дома? Двое выросших детей и два несчастных запутавшихся в своих жизнях взрослых. Это не мой дом, мой дом ещё предстоит строить и выстраивать, однако, как бы это ни было горько, фундамент, доставшийся мне в наследство, годным для его строительства я не нахожу.
Там ты навсегда останешься чужой! – печалится за меня бабушка. И я даже не пытаюсь объяснить ей, насколько чужой я чувствую себя в родной своей стране. Толпа русских людей  - в супермаркете, на вокзале, в метро, на остановке, где угодно -  самый страшный образ, стопроцентно действующий в случае внезапно возникшего ностальгического настроения. И это притом, что я никакой не мизантроп, а людные места и новые знакомства мне всегда нравились. Когда была маленькой, рисовать людей было моим любимым занятием. На одном альбомном листке умещала их с десяток – один  танцует, второй задумался, третий четвертую за косичку дергает. Но то были люди – в толпе жителей Окленда я и теперь их встречаю – разных национальностей, с разными выражениями лица,  разными эмоциями и в разных одеждах. Толпа русских людей – это нечто совершенно другое, одинаково серое, тупое, злое, агрессивное. Каждый из них по отдельности, быть может, не так уж и плох, но только не все вместе. Если они вместе, я их боюсь, опускаю глаза и стараюсь идти как можно быстрее, лишь бы только никого не задеть и ни на ком взгляд нечаянно не задержать. Я не могу и не хочу чувствовать с этими людьми ничего общего.
Где родился, там и пригодился, - гласит русская народная пословица. Да я и рада бы хоть где-то и на что-то в жизни этой сгодиться, вопрос лишь в том, так ли нужна я своей родине со столь мрачными в отношении неё настроениями? Любить русскую культуру, русский язык, русских писателей и философов, также как и родителей своих не перестану и на северном полюсе. В остальном – извиняйте, такая уж из меня странная русская вышла, со странною к своему отечеству любовью.


16 комментариев:

  1. Хорошо сказано, главное честно. Я вот тоже пылаю не любовью, правда в локальных масштабах - к своему городу. Но не скрываю и не стесняюсь этого, хуже когда во всеуслышание люди заявляют о своем патриотизме и бьют себя кулаком в грудь, а потом тихо скрепят зубами в подушку от не любви.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот и я, arnika, за честность. Взгляды человека склонны с течением времени видоизменяться - я не всегда про страну свою так думала и, дай-то бог, не всегда в таком направлении думать буду. Но пока есть то, что есть.

    ОтветитьУдалить
  3. Рефлексирование по поводу того нужна ли я своей родине или нет, на мой взгляд, Мария, уже своего рода ностальгирование по ней. Я понимаю ваше разочарование жизнью в России, и ваше стремление найти счастье в другой стране заслуживает уважения - не так-то это все просто, как мы узнаем из ваших интересных постов. Уехать из страны, чьей культуре принадлежишь, не значит расстаться с ней. Ваша родина всегда останется с вами, независимо от того, где вы будете жить. Вы теперь уже сами будете создавать мнение иностранцев о нас русских.

    ОтветитьУдалить
  4. С каждым днём всё диче и всё глуше
    Мертвенная цепенеет ночь.
    Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
    Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.

    Тёмен жребий русского поэта:
    Неисповедимый рок ведёт
    Пушкина под дуло пистолета,
    Достоевского на эшафот.

    Может быть, такой же жребий выну,
    Горькая детоубийца - Русь!
    И на дне твоих подвалов сгину,
    Иль в кровавой луже поскользнусь,
    Но твоей Голгофы не покину,
    От твоих могил не отрекусь.

    Доканает голод или злоба,
    Но судьбы не изберу иной:
    Умирать, так умирать с тобой
    И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
    Максимилиан Волошин

    ОтветитьУдалить
  5. Как я Вас понимаю... У Вас очень интересный блог, будем постоянно читать, если Вы не против.

    ОтветитьУдалить
  6. Нина, спасибо за комментарий, согласна, родина вряд ли понятие географическое, а потому, где бы жить ни довелось, русской как была, так и буду.

    Наташа, хорошее стихотворение, спасибо, о принятие собственного жребия и собственной судьбы, как я его понимаю. Вот только судьбы у всех разные - есть люди оседлые, а есть кочевники, есть, из вашей же другой цитаты, крысы, а есть птицы:) Лишь бы правильно понять свой внутренний голос. А дальше, по всей видимости, делай, что должен и будь, что будет. Своё отстрадать в любом случае придётся. Да я от своего и не отказываюсь.

    Башир, добро пожаловать! Я к вам тоже добавилась. Будем потихоньку знакомиться:)

    ОтветитьУдалить
  7. Доканает голод или злоба,
    Но судьбы не изберу иной

    Если я сама ещё могу так сказать, то для детей своих такой доли не хочу. Да и в воскресение России не сильно верю. Потому и тебя осуждать не смею. твоя судьба - твой выбор!

    А вот варится в одном котле с теми, кто писал такие стихи - для меня большая честь.

    ОтветитьУдалить
  8. Привет, ты мой читательь, вот и я к тебе зашла)
    как далеко ты живешь! в Новой Зеландии!..
    Это пока первый пост, который я у тебя прочла, очень грустный. конечно..
    Я читаю одного русского "новозеландца" в жж Стаса Кулеша...Не могу сказать, что люди в Новой Зеландии намного приятнее, чем в России, судя по его фото..
    Это вообще тема больная и обширная- тема эмиграции..
    я одну девушку, живущую в Японии "расфрендила", потому что тяжко читать, как человек поливает грязью свою родину, живя в другой стране..В твоем посте этого нет, конечно, а есть грусть и в целом объяснимое отношение к России..

    ОтветитьУдалить
  9. Привет, Руся, рада знакомству! Люди, стихийно и всеобъемлюще ненавидящие свою страну, непонятны и неприятны мне точно так же, как и те, кто, закрывая на реальность глаза, хвалит родину свою и превозносит. В то же время, если любая из этих позиций аргументирована, то, на мой взгляд, она уже как минимум заслуживает уважения. Соглашаться или нет - это уже личный выбор каждого.

    Руся, если не секрет, чем же тебе новозеландцы на фотографиях Стаса Кулеша так не понравились?

    ОтветитьУдалить
  10. Мария, Ваш пост произвел на меня очень сильное впечатление. Я очень рада знакомству. Желаю Вам всего самого доброго в такой далекой от нас стране.

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, Надежда! Я тоже знакомству с вами рада, более того намерена его поддерживать, потому как, побывав на вашей страничке, нашла размышления ваши очень для себя интересными)

    ОтветитьУдалить
  12. Там хорошо, где нас нет, но мы-то хотим, чтоб нам было хорошо там, где мы есть... Мне лично симпатична в чужой стране внутренняя культура поведения людей, чего у русских (украинцев - в моем случае)еще не будет наблюдаться несколько десятилетий...

    ОтветитьУдалить
  13. Маша, можно я так назову вас. Очень жаль, но вы сформировались не в полной семье, и это наложило определенный отпечаток на ваш характер и отношение к родине. Когда есть родительский дом, в котором мама и папа, туда всегда тянет. И тогда бы вы не замечали каких-то угрюмых лиц и т.д.  Дай бог, чтобы у вас все сложилось. Может тогда в России изменятся времена и молодежь со своими семьями будет очень нужна Родине.

    ОтветитьУдалить
  14. А вот не могу плохо говорить о России...Понимаю, нелегко...Много мучений перепало на ее долю. Мне близко православие и сложно жить среди людей других концессий. Но никогда никого не буду осуждать за выбор в жизни. Это выбор конкретного человека и он, почему-то,  его сделал.

    ОтветитьУдалить
  15. Людмила, я и сама всегда считала и до сих пор считать продолжаю, что любить свою родину - это правильно и нормально. Вот только сама я этого не чувствую, а обманывать себя не хочу. С тем, что одной из причин моего отношения к России стал развод родителей, я отчасти согласна, конечно - были бы они сейчас вместе и между собой дружны, наверное, по-другому бы и чувствовала и рассуждала. Вот только поправлю вас - сформировалась я всё-таки в полной семье. Когда родители расстались мне было 16 лет - это конечно не взрослый ещё человек, но вполне себе, думаю, сформированный.

    ОтветитьУдалить
  16. У Вас опечатка: Вам "сложно жить среди людей других конФессий" (а не конЦессий).

    ОтветитьУдалить