Не помню, чтобы я писала здесь про какие-либо музеи-галереи-выставки. Точно
так же не собиралась писать и уж тем более посвящать отдельный пост музею Новой
Зеландии в Веллингтоне. Но кто бы мог подумать, что вместо запланированных
двух-трех часов, мы проведем в том музее целый день (с перерывом на обед, всё
как положено), что так он меня впечатлит и так много положительных эмоций
вызовет, что непременно захочется на выходе теми эмоциями щедро поделиться.
Здание Museum of New Zealand |
Помните детский анекдот про маму из первобытного общества, что ругает
сына-школьника за двойку по истории, мол, если б по биологии или математике,
поняла бы еще, но по истории, которой от силы две страницы! Признаться,
приблизительно такого рода ироническое отношение было и у меня к
истории-культуре Новой Зеландии. Маорийские орнаменты и наряды, завезенное из
Англии наследие королевы Виктории, птички и овечки… Всё это легко вместить в
полторы комнаты. Но чем, скажите, можно заполнить
огромнейшее здание национального музея в шесть этажей, когда стране-подростку
всего ничего?
Однако не напрасно, по всей видимости, намекая на свою смекалку, прозвали
себя новозеландцы киви, в честь птички, что прекрасно приспособилась жить и без
крылышек. Под девизом «не количеством, так креативом», полагаю, строился и
развивался этот музей. Но обо всё по порядку.
В краеведческом уголке, с которого начали свой осмотр, как и положено
чучела птичек, мышек, овечек, коров и прочей местной живности. Стою, зеваю. Как
вдруг из ниоткуда выбегает девочка лет пяти, хватает за хвост шкурку енота и
давай шкуркой об пол. У меня сердце в пятки ушло, ну думаю, сейчас загудит
сигнализация, сбежится охрана, родителям девочки штраф. А вот собственно и
мамаша, гладит свою хулиганку по головке, улыбается. Вот так нравы, думаю. Ладно муж, более наблюдательный, растолковал.
Оказывается, трогать, щупать, нажимать, подбрасывать и бить об стенку экспонаты
в музее не просто разрешается, но всячески поощряется, за исключением тех,
разумеется, что за стеклом или ленточкой огорожены.
И вот осмелев, я тоже начала трогать и щупать. Вместе с ватагой детворы перенажимала все кнопочки под экспонатами – интересно же, как чирикает вот эта,
например, птичка. Дальше – больше. Вы когда-нибудь видели мир глазами
молоденькой овечки? Когда она щиплет травку или, подгоняемая пастухом, бежит за
мамашей, или отбилась от стада и на неё лает овчарка. Уж не знаю, как они всё
это снимали, может быть камеру овечке на лоб прицепили, но после десяти минут у
экрана, нажимая поочередно кнопочки с надписями в духе «А что если овечка
заблудилась», ей богу, чувствуешь себя молоденькой овцой.
Карта Новой Зеландии. Напольная, с подсветкой |
А как насчет того, чтобы на собственном опыте испытать такую неприятность
как землетрясение? Заходишь в комнату, совершенно обычную по всем правилам обставленную
комнату в маленьком деревянном доме, как вдруг земля из-под ног начинает
уходить. Надо сказать, что к теме землетрясений в музее в принципе подошли
очень основательно. В картинках, звуках и на видео – нагляднее просто некуда
уже – объяснено, как и почему оно возникает. Зафиксированы рассказы очевидцев,
мнения специалистов, рекомендации, как лучше в подобной экстренной ситуации
себя вести.
Теперь про маори. Как и положено, им отведено много места, много внимания.
Остановлюсь на том лишь, что впечатлило больше всего. В комнате штук пятнадцать
экранов, плоских, с человеческий рост. Подходишь поочередно к каждому,
нажимаешь заветную красную кнопочку, и человек с экрана начинает с тобой
разговаривать. Это старый маори, кто когда-то насильно был перевезен из родной
общины в общество белых, где его заставили носить одежду, принудили учить
английский, французский, латынь, ходить в церковь. Никакого пафоса, патетики
или нравоучительной концовки, пожилые люди рассказывают о том, как трудно, как
тяжело им было привыкать к новому образу жизни, рассуждают, каждый по-своему,
насколько такие меры оказались оправданы, смогли ли они в итоге приспособиться
или так и остались на всю жизнь чужими.
То же и про беженцев. Из Латинской Америки, Азии, Африки. Истории людей,
рассказанные самими людьми. Я заслушивалась. В буквальном смысле не могла
оторваться. Не менее интересно придумали и с иммигрантами. Предлагается пройти
тест на иммиграционную пригодность для страны в начале и конце столетия. И если
в 1910-ых годен был любой неженатый мужчина, в 1996-ом без наличия
новозеландского работодателя, плюс, разумеется, английский-образование-стаж, в
принципе не уехать.
И, наконец, живопись. Как и положено, всё по этапам. Творчество маори,
влияние Европы, смешение стилей. Современное искусство, которому отведен целый
этаж. Инсталляции, перфомансы, попытка говорить на новом языке, эксперименты с
формой - всё то, что я так люблю. И снова очень понравились видео-интервью с
современными молодыми художниками, рассказывающими о своей жизни, своем
творчестве, своем мировоззрении и мировосприятии, что пытаются воплотить в том,
что делают.
Вот такой вот, если вкратце, насыщенный был у нас день в музее. А теперь
попробуйте догадаться, сколько подобное удовольствие стоит? Ни за что не угадаете
– бесплатно. Для всех: школьников, студентов, граждан страны и иностранных туристов. Вход свободный, часы работы с десяти до шести, без перерывов и
выходных. Залы набиты битком, не хуже чем в Лувре. И не верьте, пожалуйста,
никому из тех, кто осмелится вдруг утверждать, что Новая Зеландия – отсталая
деревня, где скучно, где кроме мирно пасущихся на склонах гор овечек ничего
нет, а государство заботится о развитии одного только регби.
К вашему списку в Веллингтоне добавила бы - экскурсии в здание парламента страны, вета студия- оплот киноиндустрии и чудесный кофе под стильный интерьер в кафе " Pravda" , что напротив треугольного здания старого банка в центре. Приятного путешествия и новогоднего настроения! Лара
ОтветитьУдалитьУх ты! вот это действительно музей, ходить в который интересно и полезно! побольше бы таких.
ОтветитьУдалитьМаш, читала и вспоминала здешний музей науки. Там тоже можно было все трогать-нюхать-кидать. В начале я стеснялась, а потом не оторвать было. Я тогда думала, поднимая "сама" автомобиль, и поглядывая на финских школьников на экскурсии, с какими бы утроенным интересом я учила ненавистную химию-физику в школе, ходи мы даже раз в год в такой музей.. Я заметила, что музеи становятся интерактивнее и ближе как-то. И только у нас остались бабки-церберы с воплями "Не трогать"...
ОтветитьУдалитьЛара, спасибо, здание парламента отсняли со всех сторон, однако внутрь не успели. Зато сходили в музей тату, Museum of Wellington City and Sea (последний снова здорово впечатлил) и даже попали на вечерний коносеанс в Paramount. Оставшееся надеемся досмотреть в феврале-марте - очень уж хочется на приближающийся арт фестиваль попасть. А сейчас мы плывем в Нельсон, который, говорят, дождями смывает:(
ОтветитьУдалитьВот и мне сей новый подход нравится. В российских столицах тоже конечно можно встретить интересный подход, но не в провинции, к сожалению.
ОтветитьУдалитьЯ читала-слышала конечно про все эти современные тенденции, но испытать на собственном опыте как-то не приходилось. Верю, доберутся со временем подобные новшества и до нашей родины, Ксюша:)
ОтветитьУдалить