19 декабря 2011 г.

Потерянное время

Приходит муж с работы и спрашивает, чем же занималась его драгоценная супруга в свой выходной. Понятно чем, книжку читала, вот собственно и книжка на тумбочке лежит раскрытая – вещественное доказательство. Однако опытного супруга просто так не проведёшь, опытный супруг живёт по принципу «доверяй, да проверяй», тем более, сделать это в наши дни крайне просто, ни детектива, ни видео камеры не требуется. Открыл страничку посещаемых сайтов в интернете, и весь женин день как на ладони.
Начало, как обычно, крайне оптимистичное. Ссылка на словарь, одно слово проверила, второе, десятое, молодец, жена, учит английский. Дальше по всей вероятности устала: ссылка на блог, фейсбук и прочие социальные сети. Снова словарь, на этот раз уже три слова. Снова фейсбук. Далее в поисковой системе «что нужно, чтобы приготовить суши», ага, в магазин собралась, хозяюшка. Затем «как приготовить суши», уже готовит, какая молодец. Опять словарь и три следующих слова. Пара сомнительных видео. Кому-то что-то комментирует вконтакте. И снова словарь, и снова ненадолго. Блог свой, блог чужой, чужой-второй, чужой-третий. Трейлер к фильму, рецензия на фильм. И снова словарь. И снова вконтакте. И эти мучительные терзания между словарем-чтением-учением и всем остальным до самого того момента, пока муж не вернулся с работы и, топнув ножкой, не потребовал к себе внимания, что значит, выходной закончен, личного времени больше нет, личное драгоценное время как вода утекло сквозь пальцы глупой жены.  
Один из моих ночных кошмаров с раннего детства и по сей день – не успеть. Я мечусь по дому, разыскивая необходимые вещи, снова и снова смотрю на часы, но никак не могу выйти, чтобы успеть туда, куда мне очень нужно. И это притом, что я всей душой ненавижу суету и суетных людей, сгибающихся под тяжестью мелких и неважных дел, бегающих туда-сюда, но в итоге совсем не туда, куда им в действительности следовало бы бежать. Меня восхищают другие люди, собранные, спокойные, организованные, точно знающие, что им необходимо, а что нет, умеющие распределить свое время, продумать наперед и сделать всё по плану. Я вижу в этом много мудрости, много дальновидности, и мне искренне жаль, что во мне самой эти черты практически отсутствуют. Данность такова, что я суетный и неорганизованный человек. Просто удивительно, как при таких качествах мне удавалось хорошо учиться в школе и университете. Только сядешь за учебник, а мысли и внимание разлетелись в разные стороны. Сколько себя помню, мне всегда требовались гигантские усилия, чтобы сконцентрироваться на чем-то одном, за исключением единственного случая, когда это что-то сильно увлекает. Вот где счастье, вот где радость и раздолье! Проблема отпадает сама собой, вместе с существующими за пределами того, что увлекает, делами и заботами. Какая, право, жалость, что одинаково увлекать всё всегда не может, и даже на любимом факультете приходилось выучивать и сдавать множество нелюбимых предметов, и вот я думаю, во сколько раз увеличилась бы интенсивность и улучшился бы результат, не трать я добрую половину отведенного на учебу времени на попытки собраться и сорганизоваться, освободить голову от ненужных лишних мыслей, не отвлекаться на вещи посторонние, но сразу и целиком погрузиться в процесс обучения.
   Согласно моей личной шкале ценностей, потерянное время – это всё время, что не тратится на моё самообразование. Самообразование – это книги, фильмы, письменно изложенные суждения, сформулированные пусть хотя бы в уме, а в идеале в устной беседе или споре мысли, новые люди, чужие мнения, толковые искренние разговоры, помощь и поддержка тому, кому это необходимо и кому ты в состоянии помочь, подсказать. Уборка, готовка, стирка, походы по магазинам, поцелуи и объятия от нечего делать, пустая болтовня с пустыми людьми, легкое чтиво, моя работа, если называть работой место, где зарабатываю на жизнь в настоящий момент, – всё это потерянное, безвозвратно ушедшее время. Повторюсь, я говорю исключительно о себе, допуская, что есть, конечно, на свете люди, добивающиеся замечательных успехов во всем мною сейчас перечисленном. Люди, для кого всё это больше, чем необходимость, в то время как для меня именно необходимость, как, скажем, чистить зубы по утрам. Положено значит положено, вот только получать от этого удовольствие и делать из этого цель своей жизни никак не хочу. Понимая, таким образом, что выдающейся домохозяйки, равно как и модницы, любовницы, светской львицы из меня не выйдет точно, понимаю и то, что мне будет искренне жаль, если не выйдет в том числе и ни в каком другом деле специалист.
И вот расставив приоритеты, я пытаюсь заниматься самообразованием, чтобы этого самого специалиста из себя вылепить, но, вот где беда, где порочный круг, в итоге занимаюсь либо самоедством, либо отвлекаюсь и размениваюсь на какие-то совсем мне не нужные вещи. А стрелки часов все это время продолжают наворачивать свои круги, и время как вода утекает сквозь пальцы, пока я, сколько ни старайся, не могу пальцы покрепче сжать, чтобы урвать свой кусок, удержать побольше, как можно больше времени для себя, для своего личного пользования. 

15 комментариев:

  1. Маш, как всегда затронула очень интересную тему. Мне лично кажется, что в колесе твоей жизни (я имею в виду любовь, семью, досуг, самообразование, работу, отдых и т.д.) есть раздел, в котором присутствует серьезный пробел, тебя терзающий. Мне сложно говорить, но позволю себе предположить, что это самореализация. Не работа как таковая, а именно самореализация в целом. И поэтому тебе кажется, что время так бежит, мчится даже с неимоверной скоростью. 

    Мне по этому поводу всегда вспоминается "Сказка о потерянном времени" Евгения Шварца. Даже картинки из своей детской книжки помню. Признаться, иногда, когда захожу в тупик в подобном вопросе, я ее перечитываю и думаю над тем, ТАК ли я живу и что надо сделать, чтоб было ТАК.     

    ОтветитьУдалить
  2. Тоня, сказка замечательная, вот прям специально сейчас перечитала. Про самореализацию ты права, разумеется. И я сама чувствую, как пробел этот разрастается до неимоверных размеров и вытесняет все другие, как ты их назвала, разделы, которые начинают казаться не такими уж и важными, что, конечно, неправда, ведь важно всё тобой перечисленное, потому как всё это и есть по большому счету этапы самореализации.

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна Лесик20 декабря 2011 г. в 20:50

    Мне кажется, что самообразованием можно заниматься и в социальных сетях. Ты ведь не тупо разглядываешь картинки и читаешь сплетни, а наверняка общаешься и, насколько я тебя знаю, не фразами "привет-пока". Комментируя что-либо, однозначно тренируешь мозг. А упражнения для ума - уж никак не потерянное время. Или я ошибаюсь?

    ОтветитьУдалить
  4. Ну да, тем и себя и успокаиваю;) А если серьезно, конечно вы правы, Татьяна, чтение многих блогов, интернет общение и интернет знакомства так же, как и единственно возможное в моем случае он-лайн общение со старыми друзьями-знакомыми бесконечно ценно и полезно. В этом отношении я за прогресс руками и ногами. Просто хотелось бы делать всё организованнее что ли. А не так, как я порой - прочитал три страницы, прокомментировал три поста. В общем, хотелось бы по-разумному, по порядку, а получается по велению души. 

    ОтветитьУдалить
  5. Татьяна Лесик20 декабря 2011 г. в 21:09

    Мария, пусть будет по велению души, а по порядку ещё успеешь. Поверь моим преклонным годам)))

    ОтветитьУдалить
  6. Галина Бачинская21 декабря 2011 г. в 03:43

    А меня вот это зацепило: "...поцелуи и объятия от нечего делать..." ))). А бывает, что нужно прям срочно и по расписанию? ;) Маш, это и есть настоящая жизнь и в ней мы растем как личности и не перестаем самообразовываться даже во время приготовления любимых роллов и целую любимого в уставшую щеку. Просто кто-то делает все это на автомате, а кто-то пытается извлечь пользу из каждой минуты каждого проживаемого нами дня. К стати, тут в блоге 
    http://ludmilanest.com/?p=1133  есть отличная статья на эту тему.

    ОтветитьУдалить
  7. Галя, бывает, что хочется, и тут уж никаких вопросов, а бывает вот именно от нечего делать. Про автомат ты верно подметила, все эти домашние дела-заботы у меня именно на автомате, а сделать из них что-то самоценное, как, полагаю, и делают те женщины, кто находит себя в семье, в создании домашнего уюта и тд, мне ну никак пока не хочется, мне всё максималистски кажется, что есть для меня что-то более важное. Быть может, я ошибаюсь, и быть может, со временем придет  осознание чего-то другого. Но пока как уж есть.

    ОтветитьУдалить
  8. Маша, а мне кажется, что эта самокритичность, самоедство - это просто черты вашего характера. И без них вы не были бы тем, кто есть, не шли бы вперед, не добивались бы большего, не ставили бы перед собой высоких целей. По мне так ужаснее другое - полное смирение, неспособность критично относится к самому себе и пр. Ну а что касается несобранности и отвлеканий, то по большому счету все мы такие :) ну правда ведь? кому понравится заниматься чем-то по необходимости? :) Оттуда все эти вконтакте, фейсбуки и т.п. :) Подобные "переключения" просто необходимы, это я по себе сужу :)
     А вот, кстати, Дмитрий, наверное, полная ваша противоположность в плане собранности?

    ОтветитьУдалить
  9. Маша. ну вот ты сама всё знаешь, сама всё понимаешь и сама же терзаешься. Плюсы в этом - здоровая самокритика всегда является стимулом и горючим в твоём двигателе. Минусы - эта самая самокритика может завести в такие дебри, что уже и не выберешься из них. Прежде всего , что бы начинать что-то делать (в твоём случае приближаться к мечте стать журналистом) надо верить в себя на 150 процентов. Да ты это и сама знаешь. Тоня правильно сказала, как только залатаешь дыру в самореализации, все остальные грани жизни заиграют совершенно другими красками. К примеру, на работе (журналисткой) будешь так выматываться, что будешь бежать домой и с радостью готовить роллы для любимого. Ты будешь удовлетворена собой как личностью, а значит и всем остальным. 

    ОтветитьУдалить
  10. Екатерина, спасибо, ну да, уж какая есть, от себя никуда не денешься. Дмитрий и вправду в этом отношении спокойнее и собраннее, а ещё он к себе добрее, скажем, без зазрений совести может провести весь вечер за детскими мультиками, смеясь до колик в животе. Я бы себя за такое морально растерзала точно;)

    ОтветитьУдалить
  11. Ну что тут добавить, Алёна, буду потихоньку латать свою дыру:)

    ОтветитьУдалить
  12. А мы будем ждать фото роллов;)

    ОтветитьУдалить
  13. Хм, боюсь, Тоня, ждать долго придётся, когда ещё соберусь... Доложу лишь, что первый опыт оказался в целом съедобен, однако с рисом я всё-таки слегка перемудрила;)

    ОтветитьУдалить
  14. Хм, "полное смирение" и "неспособность критично относится к самому себе" стоят на совершенно разных (противоположных) полках. Неспособность к самокритике характерна как раз для гордого человека. 

    ОтветитьУдалить
  15. Ну, это ведь уже что-то!)

    ОтветитьУдалить